Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Квартира Юрия Слезкина

Малый Козихинский переулок, дом 16/3. 2016 г.

Юрий Слезкин

В Малом Козихинском переулке жил друг Булгакова — писатель Юрий Слезкин. С популярным до революции беллетристом Булгаков познакомился зимой 1920 года во Владикавказе. В подотделе искусств местного Ревкома, организованном Слезкиным, Булгаков проработал с марта 1920-го по январь 1921 года — устраивал лекции писателей и поэтов, организовывал концерты и выступал с лекциями сам. В Москве они снова встретились, и дружба их продолжалась до середины 1920-х годов.

В мае 1922 года Юрий Слезкин подарил Булгакову свой роман «Ветер» с дарственной надписью: «Дорогому Михаилу Булгакову в память наших страданий, "деяний" и томлений духа — верю ушедших навсегда и в залог все же принадлежащего нам будущего с любовью дарю этот объемистый труд, увидевший свет далеко от своего мастера. Юрий Слезкин 13/V 1922 г.».

В сентябре того же года Булгаков оставил на манжете карандашную запись, адресованную, скорее всего, Юрию Слезкину: «1922 г. 19 сентября. Я писал [имя затерто] на манжете единственному человеку, который нашел слова, чтобы поддержать пламень у меня. Я этого не забуду. М. Булгаков». Таким необычным образом Булгаков остроумно обыграл название своей первой крупной повести «Записки на манжетах», которую рассчитывал опубликовать отдельной книгой в издательстве «Накануне» одновременно с книгой Слезкина. «Записки на манжетах» так никогда и не были опубликованы ни целиком, ни отдельной книгой.

А Юрий Слезкин сделал главным героем своего романа «Столовая гора» (издан в 1925 году под названием «Девушка с гор») Алексея Васильевича Турбина (героя повести Булгакова о Турбиных) и придал ему черты самого Булгакова.

В середине 1920-х годов их дружба прервалась. В своем дневнике Юрий Слезкин описал это охлаждение без особых подробностей: «Через месяц два все узнали, что Миша бросил Татьяну Николаевну и сошелся с Любовью Евгеньевной. С той поры — наша дружба пошла врозь. <...> Встречи наши стали все реже, а вскоре почти совсем прекратились, хотя мы остались по-прежнему на ты».

В 1936 году Слезкин послужил прототипом завистливого писателя Ликоспастова в романе Булгакова «Записки покойника».

Манжета от сорочки Булгакова с его запиской неизвестному другу — скорее всего, Юрию Слезкину, 1922 г.

Печатание наших книг вызывает во мне раздражение, до сих пор их нет. Наконец Потехин сообщил, что на днях их ждет. По слухам, они уже готовы (первыми выйдут твоя и моя). Интересно, впустят ли их. За свою я весьма и весьма беспокоюсь. Корректуры они мне, конечно, и не подумали прислать <...> Трудно в коротком спешном письме сообщить много нового. Во всяком случае, дело явно идет на оживление, а не на понижение в литературно-издательском мире.

Из письма М.А. Булгакова Ю. Слезкину 31 августа 1923 г.