Вернуться к Ю.В. Стишковская, И.А. Шевченко. «Мастер и Маргарита»: основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения

Москва в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В произведениях многих русских писателей — А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского — город, в котором разворачиваются события, становится действующим лицом. Так и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» читатели не просто «путешествуют» вместе с героями по Москве, но и знакомятся с реалиями жизни 20-х годов. Сам автор жил в Москве с 1921 года. В романе он изобразил свой дом и квартиру, назвав ее «нехорошей квартирой» № 50, провел нас по тем улицам, где неоднократно гулял сам, познакомил с теми людьми, с которыми был знаком.

В самом начале романа в часы жаркого московского заката мы попадаем на Патриаршие пруды. Здесь на скамеечку присаживаются два гражданина, с которыми затем произойдут весьма необычные события. Это были люди из литературной среды, хорошо знакомой самому автору. Их привлекла тень зеленеющих лип и будочка с надписью: «Пиво и воды», но, к сожалению, пива в ней не оказалось, а сладкая вода была теплой, по запаху напоминала парикмахерскую и вызывала икоту.

Именно на Патриарших прудах Берлиоз и Иван Бездомный встретили Воланда. Надо сказать, что Булгаков долго выбирал место в Москве, где бы могло произойти это событие. Теперь же читатели не могут представить себе, чтобы это случилось где-то в другом месте. Сейчас очень бурно обсуждается вопрос создания на Патриарших прудах памятника булгаковским героям и своеобразной литературной зоны.

На Патриарших прудах происходит завязка романа: Воланд точно предсказывает страшную судьбу Берлиозу, который погибает под колесами трамвая. Образ Аннушки, разлившей злосчастное масло, не выдуман Булгаковым. Он изобразил свою соседку по квартире, даже не изменив ее имя.

Примечательна тема беседы литераторов — поэма Ивана Бездомного о Боге. Проблема насаждения атеизма чрезвычайно важна для культуры того периода, и поплатился Берлиоз именно за свое неверие. Восприятие Воланда тоже характерная черта того времени. Литераторы принимают Воланда за сумасшедшего иностранного шпиона, и Михаил Александрович спешит сообщить об этом «куда следует».

Вместе с Иваном Бездомным мы бежим по московским улицам и переулкам, преследуя тройку злодеев: по Спиридоновке, мимо Никитских ворот, к Арбатской площади, на Кропоткинскую и Остоженку и, наконец, к Москве-реке; едем на трамвае, поражаясь тому, что кот Бегемот не оплатил свой проезд. На берегу Москвы-реки Иван Бездомный лишился одежды, потому что какой-то «добрый» гражданин ее просто украл. Несчастный поэт вынужден был идти в Грибоедов в нижнем белье.

«Грибоедов», где располагается МАССОЛИТ, литераторы называют так потому, что когда-то, по слухам, дом принадлежал тетке писателя Грибоедова. Прототипом этого здания явился «Дом Герцена», в котором находился Всероссийский Союз писателей. В изображении писательского дома отражено ироническое отношение Булгакова к литературной и окололитературной среде. Ни на одной из табличек на дверях мы не видим объявлений, имеющих прямое отношение к литературе. Заботят писателей и поэтов только путевки, дачи и банкеты в ресторане. А где же творчество? И эти так называемые люди литературы травят настоящего писателя — Мастера, который создал свой роман «не вовремя».

Увидев собрата по перу Ивана Бездомного в странном виде, никто из присутствующих не пытался вникнуть в то, что произошло, и, в результате «стараний» коллег, молодой поэт оказывается в клинике профессора Стравинского. Черствость, безразличие этих людей поражает читателей, и потом, услышав рассказ Мастера о судьбе его романа, мы уже не удивляемся «скошенным от постоянного вранья» глазам Лапшенниковой, гнусным, безжалостным статьям Латунского и других критиков.

Ничуть не лучше оказываются и простые московские жители. Во время сеанса черной магии в Варьете людские пороки проявились во всей полноте. Алчность доводит зрителей до того, что они, толкая друг друга, ловят падающие с потолка деньги, которые потом превращаются в фантики, котят, этикетки от бутылок. Дамы расхватывают в открывшемся на сцене магазине новые вещи, а потом на улице их модная одежда исчезает, и посрамленные женщины кричат, прикрывая наготу. По решению «добрых» москвичей Коровьев и Бегемот отрывают голову конферансье Бенгальскому. Правда, затем люди все-таки проявили милосердие, и голова была поставлена на прежнее место.

Буфетчик театра Варьете тоже оказался пронырой и спекулянтом. Он не постеснялся прийти к магу Воланду домой, чтобы обменять фальшивые деньги, но в «нехорошей» квартире ему напомнили об «осетрине второй свежести» и спустили с лестницы. Другие герои тоже не имеют понятия о нравственности: председатель домкома Босой — взяточник; директор театра Варьете Степан Лиходеев — пьяница; чиновники, изображенные в романе, в общей массе своей — просто бездельники, обманщики, карьеристы.

Безжалостен Булгаков по отношению к тем, кто имеет в своих руках земную власть. Наказывая Берлиоза, Лиходеева, Босого, Семплеярова, изображая их пороки, он таким образом вступается за простых людей, которые страдают от власть имущих.

Изображая Москву в романе, Булгаков со всей остротой показал проблемы, волнующие его как человека и гражданина. Во многом в описаниях литературных мытарств Мастера отразилась судьба самого писателя. Роман «Мастер и Маргарита» смог увидеть свет только спустя двадцать лет после смерти его автора. В то же время, читая роман, мы не можем не улыбаться, и на душе все-таки остается легкое чувство оттого, что, хотя бы ненадолго и для небольшого количества людей, справедливость восторжествовала.

Многие проблемы московской жизни, изображенной М.А. Булгаковым в романе, остаются для нас актуальными и сейчас.