Вернуться к М.Б. Смолин. Мастер и Маргарита. Коды, ключи, символы

Вместо предисловия

Но все-таки, что же было дальше-то в Москве после того, как в субботний вечер на закате Воланд покинул столицу, исчезнув вместе со своей свитой с Воробьевых гор?

«Мастер и Маргарита»

У контрабандистов есть один весьма распространенный прием. С целью вывоза картины, обладающей немалой ценностью, за границу, они наносят поверх истинного изображения еще один слой. Обычно это какая-то бездарная мазня, не способная привлечь к себе хоть сколько-нибудь внимания. Роман Булгакова обладает похожими на такую картину свойствами. С кардинальным отличием в одном пункте. Поверх одного шедевра он написал еще один шедевр, только в более доступной для большинства форме. И после того, как зритель, то есть, простите — конечно же, читатель — насладится доступным для всеобщего обозрения произведением, он может немного потереть верхний слой, прибегнув к помощи внимательности и жажды познания. И вот то, что он там обнаружит, возможно, произведет на него более серьезное впечатление, которое окажется способным изменить его жизнь. И если у контрабандистов всего одна причина для того, чтобы прятать великие произведения искусства, то причин для подобной скрытности у Михаила Булгакова, возможно, было несколько.

Прежде всего, не стоит забывать о том, в какое смутное и страшное время создавался роман. Удивителен уже тот факт, что это произведение вообще увидело свет. И за гораздо меньшее инакомыслие, чем проявил Михаил Афанасьевич, в советские времена писатель мог подвергнуться пожизненной опале. Факт этот настолько поразителен, что заслуживает, пожалуй, не мимолетного упоминания, а отдельного разговора. Обсуждению этого феномена в книге посвящена отдельная глава.

Стоит принять во внимание и, так сказать «законы жанра». Многие философские, мистические или теологические труды во все времена литературной истории человечества создавались по похожему принципу — принципу многослойности. Можно сказать, что при прочтении каждому «воздавалось по уму его». То есть, если человек доверял авторитетам и не был склонен проводить самостоятельный поиск истины, то, пожалуй, ему хватало и самого поверхностного знания по предмету. В то же время, если кому-то хотелось знать больше — что ж, и такой «пытливый ум» получал желаемое. Если же говорить именно о романе «Мастер и Маргарита», то давайте попробуем рассуждать логически, оставив на потом ответы на вопросы «верю или не верю».

Роман создавался на протяжении почти десяти лет. Менялись имена действующих лиц, менялись места действия, сюжетный ход. Менялось собственно название, наконец. И, тем не менее, Михаил Булгаков остановился именно на последней редакции, той, с которой сейчас знаком весь мир. Означает ли это, что даже имена всех героев не случайны и несут в себе определенный тайный смысл? Безусловно. Вот, к примеру, из ответа на простой, казалось бы, вопрос: почему юного пажа-кота зовут Бегемот, мы можем, как из матрешки вынуть другой вопрос: почему свиту Сатаны составляют демоны разных религий? А это уже, согласитесь, совсем другая история!

Михаил Булгаков был почти энциклопедически образованным человеком. Знания его были обширны и простирались в самых разных направлениях. Это, помимо всего прочего, означает, что никаких случайных совпадений и случайно выбранных мест, имен и ситуаций в его романе быть не может. Каждое из его произведений всегда опиралось или на собственный опыт, или на более чем надежные источники. Как исторические, так и богословские. Точно так же и создавался роман «Мастер и Маргарита». У очень многих действующих лиц существовали реальные прототипы, а вся география романа, и Москва и Ершалаим, имеет совершенно самостоятельный смысл. Это касается даже номера квартиры, в которой проживал Воланд со свитой.

Мистическая сила романа очень велика. Теперь, по прошествии более полувека после его написания, это можно утверждать более определенно. Еще до своего окончания роман зажил собственной жизнью, зачастую даже игнорируя планы своего создателя. Эта загадочная книга практически самостоятельно обошла все препоны на пути к читателю и увековечила себя в веках. Роман наполнен загадочной символикой и знаками, над разгадкой и расшифровкой которых до сих пор ломают головы как маститые «булгаковеды», так и обычные читатели. Процесс этот весьма увлекателен, но для того, чтобы принять в нем участие, необходимы дополнительные знания. Конечно, не столь энциклопедические, как у Булгакова, но все же...

Уникальность этого романа состоит в том, что каждый прочитавший его может найти на одних и тех же страницах совершенно индивидуальный смысл. Если задать десяти разным людям один и тот же вопрос: «О чем эта книга?», то можно получить десять разных ответов. Каждый находит в ней что-то свое. Что неудивительно, ведь кого-то из людей более волнуют вопросы веры, кого-то — любви, а кто-то больше времени проведет, размышляя о преданности или предательстве. Поэтому комментировать эмоциональную сторону романа представляется бессмысленным. Таинство прочтения этой книги должно остаться неприкосновенным. Поэтому на нижеследующих страницах вы найдете лишь информацию, которая поможет вам сделать собственные открытия. Символы, знаки, имена, взаимосвязь мест действия, а также некоторые необъяснимые события, которые сопровождали роман, на его пути к читателю. Возможно, эти знания помогут вам, пристально вглядевшись в «спрятанный» слой «Мастера и Маргариты», увидеть нечто, что даст ответы на наиболее волнующие вас в данный момент вопросы.

Начать же встречу следует (как подобает воспитанным людям) со знакомства. Вы узнаете истинный смысл имен всех действующих лиц романа. И начнется знакомство, вопреки правилам, не с главных героев. Ведь и у Булгакова всего лишь тринадцатая глава названа «Явление героя».