Вернуться к М.Н. Золотоносов. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма

Глава 9

Другое культурное явление, поглощенное СРА и также отразившееся в «Мастере и Маргарите», — масонство и более конкретно — орден иллюминатов, масонское тайное общество просветленных (ср. с концепцией «света» в «Мастере и Маргарите»), основанное Адамом Вейсгауптом (1748—1830)1, профессором канонического и естественного права в Ингольштадтском университете (общество действовало в 1776—1784 годах)2.

Масонство уже на весьма ранних стадиях культурного развития интерпретируется в России как «антихристово учение», масоны именуются «учениками антихриста»3 и постепенно сливаются, отождествляются с ними. Возникают два симметричных тождества: антихрист = евреи и антихрист = масоны. В силу закона транзитивности устанавливается и третье тождество: евреи = масоны. Кстати, позже схема доказательства этого тождества слегка видоизменилась, хотя применение закона транзитивности сделалось еще более явным: «В качестве вывода из всего вышесказанного мы приходим к следующему математически-точному уравнению. Во Франции масонство и революция составляет одно. В России иудейство и революция составляют одно. Две величины, порознь равные третьей, равны между собою, и следовательно возникает вопрос: масонство и иудейство не составляют ли также одно?»4.

В компиляции О.К. Кулибиной «Что такое масонство?» (Харьков, 1912), написанной по рецептам известного антисемита Г.В. Бутми, уже на первой странице постулировалось: «Что такое масонство? Это тайная организация, созданная иудейством, имеющая целью путем скрытых влияний и всевозможных воздействий на общественное мнение и общественных деятелей, подготовить торжество иудейства над христианством»5.

Одной из главных догм СРА было то, что масонство входит в иудейство как его часть6. Составной же частью масонства называлось иллюминатство — одна из самых опасных, как утверждали адепты СРА, масонских разновидностей, которой приписывалось исключительная роль.

Сказанное имеет самое непосредственное отношение к «Мастеру и Маргарите», поскольку наименования и иерархические отношения героев романа восходят именно к структуре и терминам ордена иллюминатов, точно (хотя и не без бриколажа) воспроизводят их:

A. Школа:

1) подготовительное время
2) ученичество
3) минервал
4) illuminatus minor
5) степень магистра

B. Масонство:

1) Символическое:
а) ученик (Иван Бездомный)
в) подмастерье (Маргарита)7
с) мастер (мастер)
2) Шотландское
a) illuminatus major, или шотландский ученик (кот)
в) illuminatus dirigeas, или шотландский рыцарь (Коровьев)8

C. Мистерии:

1) Малые:
а) пресвитер, или степень священника
в) Princeps, или степень регента (Коровьев)
2) Великие:
а) magus — (Воланд)
в) rex9

(приведено по кн.: Финдель И.Г. История франк-масонства от возникновения его до настоящего времени / Пер. со 2-го немецкого издания. Спб., 1872. Т. 1. С. 244—249; сведения об иллюминатах и иерархии должностей ордена Булгаков мог также получить в т. 12а «Энциклопедического словаря» Брокгауза-Ефрона и в книге С.Д. Толь «Ночные братья» (Опыт исторического исследования о масонстве в Германии. Спб., 1911. С. 21—58).

Стоит заметить, что обширные выписки из труда Финделя содержатся в антимасонской брошюре отца Булгакова, Афанасия Ивановича; возможно, книга находилась в домашней библиотеке).

Из всех масонских сект и организаций Булгаков выбрал именно иллюминатов, которые имели в СРА самую плохую депутацию. Кстати, булгаковский бриколаж включает комическое обыгрывание иллюминатских рангов: dirigens Коровьев выступает в буквальном смысле в роли дирижера-хормейстера в городском зрелищном филиале; кота-ученика дрессирует Воланд (как заявляет Никанору Ивановичу Коровьев). Что же касается мастера, то заслуженный им покой можно сопоставить с характеристикой иллюмината, данной в одной из антимасонских статей: «А какой вид должен иметь этот иллюминат, обязанный в обществе и свете столь долго работать над их разрушением? А вот послушайте: «он будет иметь вид человека, ушедшего от дел и ищущего только покоя»...10.

Иллюминатство и мировой еврейский заговор весьма плотно соединились к началу XX века11, и маловероятно, что Булгаков мог воспринимать орден иллюминатов помимо соответствующей (т. е. антисемитической) транскрипции, помимо определенных ассоциаций. Концепция же «мирового еврейского заговора», наложенная на воспроизведение в системе персонажей романа иерархических отношений ордена иллюминатов, позволяет с уверенностью говорить о том, что перед нами один из тех случаев, когда СРА выступает в качестве фильтра, навязывая мысль о том, что секретное еврейское правительство существует, что оно находится в вечной и неустанной борьбе со всем остальным человечеством и что масоны вообще и иллюминаты в том числе играют во всех этих кознях едва ли не первую роль.

В анонимной антисемитской брошюрке «Иудеи в прошлом и настоящем и масонство во Франции» (Киев, 1905; цензурное разрешение 17 октября) утверждалась решающая роль иудейства во всех революциях, связь с иудейством масонства и особая роль иллюминизма: «Союз писателей с масонством приобретает значение настоящего гигантского заговора, особенно со времени появления иллюминизма и слияния его с масонством»12. При этом само учение иллюминизма уличалось во всех смертных грехах: «возвращение к первобытному состоянию; оно восстает против семьи и патриотизма и стремится к их разрушению. Его идеалом являются странствующие толпы людей без семьи и отечества, без оседлости»13.

В марте 1906 года антисемитский «Русский вестник», издававшийся в это время В.В. Комаровым, поместил статью своего ведущего (и едва ли не единственного) литературного критика Стародума (псевдоним Николая Яковлевича Стечькина, 1854—1906) под заглавием «Масонство и революция во Франции», где категорически утверждалось, что «только с Иллюминизмом выходит на сцену настоящий заговор, в котором заблаговременно намечаются все ужасы террора. Иллюминизм, — предупреждал Стародум, — мало известен, если не совсем неизвестен, а между тем именно он, главным образом, перевернул и обагрил кровью мир сто с лишком лет назад. И ныне прямое продолжение иллюминизма потрясает мир и грозит ему»14.

Один из самых видных русских «жидоедов», московский присяжный поверенный Алексей Семенович Шмаков (1852—1916), посвятивший масонам тысячи вдохновенных страниц, писал об иллюминатах как «крайней террористической» фракции масонства, идущей рука об руку с евреями: «не опасаясь конкуренции, еврейство могло даже способствовать расцвету, например, ордена иллюминатов, зная, что, в конце концов, это послужит только Израилю»15. На связь иллюминатов с евреями указывала и правнучка известного русского изобретателя, Ольга Константиновна Кулибина, в антисемитской брошюре «Что такое масонство?»16. Тема стала расхожим предметом «публицистических упражнений»: даже в наспех написанной заметке Ник<олая?> Я<блонского?> «Темные силы», помещенной в газете «В Москву!» (Ростов-на-Дону), военный врач Булгаков мог прочитать: «Ближайшим образом коммунизм Ленина и Троцкого связан с деятельностью секты иллюминатов»17. Спустя и девять лет об этом же твердил и Н.Е. Марков в «Войнах темных сил» (Париж, 1928. Кн. 1. С. 60), но вряд ли это мог прочитать Булгаков.

Примечания

1. Weishaupt; первая буква, как и в фамилии Воланда — «W». А. Вейсгаунт теоретически мог встречаться и с И. Кантом: «В своих сочинениях он (Вейсгаунт — М.З.) не только отстаивал иллюминатов, но и восставал против Канта, метафизику которого резко отрицал в духе популярной философии» (Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена. Спб., 1907. Т. 2. С. 79). Ср. со спором Воланда с Кантом «за завтраком». В трудах, посвященных масонству (М.Н. Лонгинова, А.Н. Пыпина), которые появились в конце 1860-х годов, фигура А. Вейсгаупта была мифологизирована.

С другой стороны, «W» отсылает к С.Ю. Витте — одному из главных объектов критики в СРА, где он именовался «преподобным Ротшильдом» и по традиции считался главным виновником развала русского самодержавия (из-за своей роли в принятии манифеста 17 октябри 1905 г.). В «политической фантазии» известного панслависта С.Ф. Шарапова Верховный императорский уполномоченный так говорил графу Витте: «Я считаю вас родоначальником и главною пружиною революционного движения в России. <...> Как глава правительства вы устроили ряд революционных выступлений, чтобы вырвать у Государя несчастный манифест 17 октября» (Семенов Лев. Диктатор. М., 1907. С. 18—19). Еще больше внимания уделил Витте А.С. Шмаков в энциклопедическом труде «Международное тайное правительство» (М., 1912). Витте был главным «отрицательным героем» антисемитского журнала «Плювиум» (Спб., 1906—1908). По одной из версии, именно против Витте и его политики были направлены «Протоколы сионских мудрецов»: «А граф Витте — один из высших членов всемирного масонства...» (Шабельская Е.А. Неужели Витте? // Стрела. 1912. 6 окт.). См.: Дудаков С. История одного мифа. С. 181, 199.

2. Любопытно, что орден иллюминатов фигурировал в доносе кн. А.Б. Голицына еще в 1830 г.; см.: Гордин Я.А. «Донос на всю Россию», или Миф о масонском заговоре // Звезда. 1990, № 5—6.

3. Пыпин А.Н. Очерки общественного движения при Александре I // Вестник Европы. 1870, № 10. С. 792.

4. Селянинов А. Тайная сила масонства. Спб., 1911. С. 129. См. также брошюру Н.А. Дурново «Всероссийская проповедь масонства» (М., 1909. С. 19—21). Кстати, Нил Александрович Дурново был в 1907—1908 гг. сотрудником журнала «Спиритуалист». Той же теме посвящены сборник статей Л. Львовича и книга «Масоны» (М., 1909. С. 23—24, 43).

5. Как показали исторические исследования 1960—1980-х гг., (их перечень см.: Старцев В.И. Российские масоны XX века // Вопр. истории. 1989, № 6. С. 33—50), в 1907—1910 гг. в России возникли политические масонские ложи, не связанные с мистицизмом. Не исключено, что просачивавшиеся сведения о них обрабатывались в СРА. См., в частности, статью: Безродный Л. Рыцари крови // Вече. 1907, 3 июня (рассказано о парижском съезде представителей всемирного масонства в сент. 1906 г., на котором выступил русский масон, петербургский адвокат Евгений Иванович Кедрин; см. о нем: Берберова Н.Н. Люди и ложи: Русские масоны XX столетия. N.Y., 1936. С. 130, 185—190). На основе слухов о связи политического и мистического масонства у Д.С. Суворина возник замысел пьесы «Масоны», записанный им 17 июля 1907 г. (см.: Дневник А.С. Суворина. М.; Пг., 1923. С. 365—366), но неосуществленный. 5 (18) авг. 1907 г. в «Новом времени» было опубликовано 720-е «Маленькое письмо» А.С. Суворина, в котором он писал о евреях-масонах. 17 марта 1909 г. в «Вече» была опубликована заметка Николая -ова «Служители Люцифера», где прямо указывалось; «Масонство в России разбилось на два течения — политическое и люцифернальное, взаимно дополняющие и помогающие друг другу. Сведения о взаимопомощи отсутствуют, однако П.А. Флоренский, например утверждал в 1911 г., что оккультические движения в русском обществе распространились «отчасти вместе с революционными идеями, отчасти же после них как их необходимое исторически последствие <...>» (Флоренский П.А. О сочинении студента Семенова Михаила на тему: «Типы современных оккультических движений в России: Анализ и критическая их оценка» // Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1911 год. Сергиев Посад, 1912. С. 325).

6. Новейшая работа с доказательством этого тезиса: Назаров М. Мир, в котором оказалась эмиграция, или Чего боялись правые // Наш Современник. 1991, 12. С. 145—160.

7. «Иллюминаты первые напали на мысль вербовать в братство женщин и притом с целью развращать их для удовольствия братьев, доставать через них деньги и получать разные сведения» (Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867. С. 88). Подробно о дамских масонских ложах писал в своей мистификации «Les Mystères de la Franc-Maçonnerie» Лео Таксиль (с. 532—621).

8. Пребывание Коровьева в иллюминатской иерархии поддерживается вероятным «альбигойским генезисом» (см.: Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986. С. 98—112): альбигойская тематика как одна из ранних ересей всегда интерпретировалась в СРА в качестве предшественницы масонства (см. хотя бы: Селянинов А. Тайная сила масонства. С. 105—168). Не случайно же С. Пшибышевский, объясняя причины возникновения альбигойской ереси на юге Франции, уточнил: «Весь юг был переполнен евреями и сарацинами. <...> Большое влияние на народ, настроенный совершенно не по-христиански, имели каббалистические учения евреев» (Пшибышевский С. Синагога Сатаны. М., 1909. С. 40). Именно контекст СРА и мог вывести Булгакова на довольно неожиданную альбигойскую тематику (о причинах выхода на нее Булгакова Галинская ничего не пишет).

9. Не исключено, что эту степень имеет Иешуа, Rex Judaeorum.

10. Стечькин Н.Я. Масонство и резолюция во Франции: Maurice Talmeyr. «La Franc-Maçonnerie et la Revolution française» // Русский вестник. 1900. Т. 302. Март. С. 238.

11. Под подозрением иллюминатство находилось в России уже с начала XIX века (см. примеч. 102). К концу же века иллюминатство как часть масонства стало одним из символов «торжествующего жида» (см.: Делевский Ю. Протоколы сионских мудрецов. С. 10—42). Не случайно, надо полагать, именно в нач. 1899 г. «Русская старина» опубликовала рукопись М.Л. Магницкого «Обличение всемирного заговора против алтарей и тронов, публичными событиями и юридическими актами». — «О водворении иллюминатства под разными видами в России» (см.: Шильдер Н.К. Два доноса в 1831 году // Русская старина. 1899. Янв.—март.). Характерно, что уже в 1831 г. М.Л. Магницкий в связи с иллюминатством вскользь упомянул и о евреях, среди которых распространяется, как он писал, «иллюминатство особенного характера» (Русская старина. 1899. Март. С. 625), причиной чего является злой умысел раввинов, насаждающих каббалистику и магические толкования. В брошюре «Международная жидо-масонская интрига» (Спб., 1911) А.Н. Борк уже уверенно назвал Вейсгаунта «жидом» (с. 53), очевидно, опираясь на «факты», изложенные Э. Дрюмоном в «Еврейской Франции» Т. 1. С. 183). Ср.: «Декабристское движение, будучи чисто масонским, выросло из наиболее опасного и тайного его ответвления — ордена иллюминатов <...>, сыгравшего трагическую роль в судьбе королевского режима во Франции» (Платонов О. Масонский заговор в России: (1731—1995 гг.) // Наш современник. 1995, № 6. С. 104.

12. Иудеи в прошлом и настоящем и масонство во Франции. Киев, 1905. С. 25.

13. Там же. С. 26.

14. Стечькин Н.Я. Масонство и революция во Франции. С. 235.

15. Шмаков А.С. Международное тайное правительство. С. 196, 493—494.

16. Кулибина О.К. Что такое масонство? Харьков, 1912. С. 135—140. См. письмо к Кулибиной Г.В. Бутман от 22 июня 1910 г. с указаниями и советами по поводу будущей книги (ОР РНБ. Ф. 403. № 44. Л. 3—6). Высоко оценил «Что такое масонство?» А.С. Шмаков (см. его письмо к Кулибиной от 7 янв. 1913 г. // ОР РНБ. Ф. 403. № 76. Л. 4—4 об.). См. также: Дернов П. Масоны как враги христианской церкви и государства. Спб., 1913. С. 18—28.

17. В Москву! Орган русской национальной мысли. 1919. 14 окт. № 4. Кстати, ссылка именно на эту газету (за октябрь 1919 г.) содержится в известной антисемитской книге американского автомобильного короля: Форд Г. Международное еврейство. Берлин, 1925. С. 234. Всего вышло 7 номеров «В Москву!» (ред.-издатель Н.П. Измайлов), 23 сент. — 4 нояб. 1919 г. (см. об этом: Бостунич Г.В. Правда о Сионских протоколах. Митровица (Сремская), 1921. С. 40). Газета была знаменита своим антисемитизмом.