Вернуться к А.А. Кораблев. Мастер: астральный роман. Часть II

Венкстерн

Венкстерн Наталия Алексеевна (1893—1957) — писательница, драматург.

«...жадно и много курящая писательница...»;

«...женщина умная и способная...» (Л.Е. Белозерская, МВ, с. 110, 166).

«По вечерам нередко к нам приезжала писательница Наталия Алексеевна Венкстерн. Она уже написала пьесу «В 1825 году», шедшую с большим успехом во МХАТе 2-м. В ней особенно хороши были Гиацинтова и Берсенев. Московский Художественный театр заказал писательнице инсценировку «Пиквикского клуба» Диккенса. По Москве тогда пошли слухи, что пьесу написал Булгаков. Это неправда: Москва любит посплетничать. Наташа приносила готовые куски, в которых она добросовестно старалась сохранить длинные диккенсовские периоды, а М.А. молниеносно переделывал их в короткие сценические диалоги. Было очень интересно наблюдать за этим колдовским превращением» (Л.Е. Белозерская, МВ, с. 166).

О ком еще рассказать читателю? Нужно ли?

«Сюда входили все новые и новые люди, которые питались разумом друг друга, часто совершенно противоречивые и непримиримые; вот они-то в спорах и выясняли каждый свое. По вечерам ходили в гости, пили водку, ходили по арбатским подвалам пить пиво, ели мало, веселились много и никто не роптал на жизнь. Делали свое дело, получали гроши и через две недели сидели без копейки до получки» (Н.А. Северцова; ЖМБ, с. 309).

«Бывали у Ляминых и актеры: Иван Михайлович Москвин, Виктор Яковлевич Станицын, Цецилия Львовна Мансурова и Елена Дмитриевна Понсова» (Л.Е. Белозерская, МВ, с. 110).

«Вы не знаете, сколько сил, энергии отнимало безделье. Так и говорили: «Да так — время убивали». Теперь нам гораздо ближе слова, что время убивает нас, не правда ли? Да, убивать время... Это была целая наука...» (С.В. Шервинский; ЖМБ, с. 314—315).

«Они забавлялись беседами о Риккерте и Когене. В моду входили Фрейд и Шпенглер с его пресловутым «Закатом Европы», в котором их особенно привлекала мысль, что главенство политики является типичнейшим признаком вырождения культуры. А посему они толковали об образе, взятом из природы и преображенном творчеством, о музыкальных корнях искусства, о мелодии, связанной с ритмом... В них все еще сохранялась рафинированность декадентщины предреволюционной поры, но они считали себя продолжателями самых высоких традиций московской интеллигенции» (С.А. Ермолинский, ЗРЛ, с. 38).

Л.Ф. определяет духовный уровень пречистенского круга: +5,3. Очень высокий.

— Вошел ли кто-нибудь из этого круга в его произведения?

— Человека четыре... Трое мужчин и одна женщина...

— КЛЯНУСЬ, ПРОФЕССОР, — БОРМОТАЛА ДАМА, ДРОЖАЩИМИ ПАЛЬЦАМИ РАССТЕГИВАЯ КАКИЕ-ТО КНОПКИ НА ПОЯСЕ, — ЭТОТ МОРИЦ... <...> ЭТО МОЯ ПОСЛЕДНЯЯ СТРАСТЬ! (СС, 2, вариант)...