Вернуться к Ю.Д. Коваленко. Когнитивная категория художественного пространства и её репрезентация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Введение

Вопрос о пространстве есть один из первоосновных в искусстве и, скажу более, — в миропонимании вообще.

П.А. Флоренский

Пространство как одна из фундаментальных категорий человеческого мировосприятия предполагает различные научно-философские интерпретации, что связано с гносеологической проблемой отражения действительности сознанием человека. С этой философской проблемой связана и проблема языкознания — концептуализация средствами языка категории пространства.

Можно утверждать, что язык специфически отражает объективное физическое пространство. Как отметил в свое время Б. Уорф, «...возможно, понимание пространства несколько варьируется в языке, ибо как категория мышления оно очень тесно связано с параллельным использованием других категорий мышления, таких, например, как время и материя, которые обусловлены лингвистически» [цит. по: Звегинцев 1965, 280]. Реальное пространство не соотносится прямо ни с одной языковой категорией, а языковая картина мира не может быть полностью адекватна действительности: результаты познавательной деятельности человека не только фиксируются языковыми средствами, но и функционируют в речевых произведениях (в диалектах, в разговорной речи, в литературно-художественных текстах) [Агеева 1984; Кубрякова 1997; Кузьмина 1991 и др.].

Последний вопрос представляет собой отдельную проблему, которой посвящены многие исследования по лингвистике текста, например, монографии И.Р. Гальперина [1981], Н.А. Купиной [1980], В.А. Кухаренко [1988], З.Я. Тураевой [1986], И.Я. Чернухиной [1984] и др. Однако во многих работах авторы не делают чёткого разграничения между выражением категории пространства в тексте и пространственными характеристиками самого текста, объединяя их в одно размытое понятие «художественное пространство» текста. Л.Г. Панова подчёркивает: «...и в лингвистике, и в литературоведении пространство принято относить к числу самоочевидных слов (или понятий). Однако в реальной филологической практике распространённый миф о понятности и простоте пространства не только препятствует отчётливому пониманию феномена поэтического пространства, но и затрудняет сопоставление «пространств» в нескольких идиолектах» [Панова 2000, 429]. Тем не менее в последнее время появляются исследования, посвященные анализу пространства текста с разграничением указанных аспектов. К их числу можно отнести работы Е.И. Дибровой [1998, 1999], коллективную монографию Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильева, Ю.В. Казарина [2000], статьи И.М. Кобозевой [2000], А.И. Новикова [1997] и др.

Проблема существования разных «пространств» связана с тем, что пространственные представления могут быть рассмотрены как минимум в двух аспектах: (1) в языке как таковом, (2) в метаязыке лингвистического описания. В рамках второго аспекта элементы пространственных представлений включают такие лингвистические понятия и термины, как система и структура языка, оси языка (синтагматика и парадигматика), уровни языка, семантические и лексические поля, центральные и периферийные значения, различные понятия континуума, пространственные модели, а также семантическое пространство, концептуальное пространство, поэтическое пространство, референтное пространство и т. д. В употреблении последних терминов зачастую нет единства, но потребность в опоре на эти понятия лингвистами явственно ощущается [Агеева 1984, 87; Болотнова 1992; Кубрякова 1997; Яковлева 1994].

Что же касается выражения пространственной ориентации с помощью языковых средств, этому вопросу посвящен широкий круг исследований отечественных и зарубежных авторов (Т.В. Булыгина и А.Д. Шмелёв, В.Г. Гак, Ю.Д. Апресян, Ю.С. Степанов, Л.Б. Лебедева, Г.Е. Крейдлин, О.Н. Селиверстова, М.В. Всеволодова и Е.Ю. Владимирский, Е.С. Яковлева, Е.С. Кубрякова, А.Е. Кибрик, Л.Т. Тханг, У. Чейф и др.). При этом, как отмечает О.В. Мякшева, если ранее исследование семантики языковых единиц — в том числе выражающих пространственные представления — было подчинено их формально-грамматическому описанию, то в последнее время особенно активно развивается собственно семантическое направление в изучении языка [Мякшева 2001, 363]. Значительный вклад в проблему выражения пространства языковыми средствами вносят работы по когнитивистике, рассматривающие пространство как когнитивную категорию (Л. Талми, Х. Кларк, Р. Джакендофф, Дж. Лакофф, Р. Лангакер, Е.С. Кубрякова, А.В. Кравченко и др.). Когнитивный подход к анализу языка в целом является одним из перспективных теоретических направлений современной лингвистики. «Он заключается в выявлении, объяснении и предсказании процессов категоризации и концептуализации, которые явно или неявно отражаются в языке и потому реконструируются в виде понятийной системы. Причём эта понятийная система несёт заметный отпечаток человеческого опыта. Она показывает, как человек осмысляет мир» [Рябцева 1991, 72]. В рамках данного подхода Е.С. Кубрякова призывает всех, кто обращается к изучению категории пространства (и времени), начинать исследование с установления первоначального, исходного смысла понятия, на основе которого можно «проследить далее за возникновением новых и более сложных и изощрённых смыслов — в каком-то смысле «вторичных», «переносных», «специальных», появление которых надо связать с общим прогрессом значений и с расширением представлений о типах пространств» [цит. по: Бабенко... 2000, 74].

Говоря о проблеме существования разных «пространств», необходимо сказать о третьем аспекте — о представлении пространства в художественном тексте. Именно в художественном тексте, с одной стороны, отражаются все существенные свойства пространства как объективной бытийной категории; с другой стороны, репрезентация пространства в отдельном художественном произведении уникальна, т. к. творческим мышлением автора в нём воссоздаются воображаемые миры.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена существованием проблемы понимания феномена пространства и необходимостью дифференциации разных типов пространства в языковедческой практике.

Объектом данного исследования является художественный текст М. Булгакова, анализируемый в единстве содержательных и структурно-семантических компонентов и рассмотренный в свете ключевого вопроса современной лингвистики — проблемы репрезентации когнитивных категорий. Предмет исследования — когнитивная категория художественного пространства.

Цель диссертации — рассмотреть когнитивную категорию художественного пространства и специфику её репрезентации в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Данная цель реализуется в ряде основных задач:

• осветить возможные теоретические подходы к категории пространства и проанализировать различные концепции и классификации пространства;

• выявить и обобщить особенности языкового пространства;

• уточнить понятия художественное пространство и концептуальное пространство текста;

• рассмотреть понятие репрезентация пространства и очертить круг связанных с ним проблемных вопросов;

• выработать методику анализа репрезентации пространства в художественном тексте и продемонстрировать ее на материале романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»;

• выявить специфику репрезентации художественного пространства в романе «Белая гвардия» и сформулировать в связи с этим некоторые черты идиостиля М.А. Булгакова.

Как мы отметили, источником материала послужил первый роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» (1924). Выбор материала для практической части исследования был обусловлен рядом причин. Как справедливо отметила в своём исследовании Н.В. Якимец [1999], сложилась диспропорция в соотношении работ, исследующих творческое наследие М.А. Булгакова: так, 80-е — начало 90-х гг. можно назвать «булгаковским десятилетием» в литературоведении (работы М.О. Чудаковой, В.Я. Лакшина, А.М. Смелянского, Л.М. Яновской, Л.Л. Фиалковой, В.И. Немцева, Л.С. Дмитриевой и др., а также сборники статей, вышедшие в Москве («М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени» [1988], «Михаил Булгаков: современные толкования. К 100-летию со дня рождения: 1891—1991» [1991]), в Ленинграде, Томске, Петрозаводске, Куйбышеве («Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова» [1990]) и других городах). Вместе с тем работы лингвистического плана малочисленны (статьи Т.Г. Винокур [1979] и Н.А. Кожевниковой [1990]).

С другой стороны, первый роман М.А. Булгакова принципиально «проигрывал» во внимании исследователей, оставаясь в тени «закатного романа» «Мастер и Маргарита», который превратился в «полигон исследовательских методик и демонстрации высочайшей эрудиции авторов многочисленных статей» [Гуткина 1998, 14].

В последние годы наблюдается активный интерес к публицистике, драматургии, эпистолярным произведениям М.А. Булгакова, а также к роману «Белая гвардия». Это по-прежнему в большей степени литературоведческие работы (В.В. Химич [1996], Е.А. Яблоков [1997, 2001], Н.Д. Гуткина [1998], Г.М. Ребель [1995] и др.), однако появляются и лингвистические исследования (Д.А. Щукина [1996], С.А. Красникова [1998], Е.Г. Касаткина [2001] и др.).

В связи с подобным положением дел нам хотелось бы восполнить «лингвистический пробел» и обратиться к роману «Белая гвардия», который, хотя и является дебютным крупным произведением писателя, представляет собой «нечто до того подлинное, обаятельное и самобытное, что, при всей незаконченности и влияниях, видится как цельнорождённый, сверкающий своими гранями природный кристалл» [Лакшин 1989, 23].

При работе с текстом были использованы следующие методы исследования:

• описательно-аналитический метод,

• концептуальный анализ с элементами

• компонентного и оппозитивного описания исследуемых явлений,

• контекстологического анализа,

• эстетико-философского анализа,

• культурологического анализа,

• метод структурно-семантического анализа.

Научная новизна работы состоит в следующем: описаны и проанализированы существующие классификации художественного пространства текста; уточнены понятия языковое пространство, художественное пространство, концептуальное пространство и их соотношение; выработана методика анализа репрезентации пространства в литературном (прозаическом) тексте; выявлены особенности репрезентации художественного пространства в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» и сформулированы в связи с этим некоторые черты идиостиля писателя.

Теоретическая значимость диссертации. Данная работа представляет собой попытку внести вклад в освещение проблемных вопросов современной лингвистики, как то: создание единой терминологии метаязыка лингвистического описания, в частности формирование типологии текстового пространства; формулирование и разведение понятий, связанных с пространственными представлениями в языке как таковом, а также описание и анализ способов репрезентации пространства в отдельном художественном тексте и выделение различных моделей пространства.

Практическая ценность исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в курсе лингвистики текста; в курсе когнитивной лингвистики; в лингвистических, литературоведческих и культурологических курсах, посвящённых проблеме выражения категории пространства (средствами языка), а также творчеству и идиостилю М.А. Булгакова. Материалы работы могут быть внедрены в учебный процесс, в частности в филологические спецкурсы по проблемам анализа художественного текста, а предлагаемая методика описания репрезентации пространства может использоваться на практических занятиях и выступать в качестве методической основы студенческих исследовательских работ.

Концептуальные идеи диссертации отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Содержание и объем понятия пространство может варьироваться в зависимости от целей и предмета исследования, что обусловлено имманентной особенностью пространства становиться абстрактным понятием, используемым для разных типов художественного моделирования.

Особый тип пространства представляет языковое пространство; это одновременно объективное пространство, отражённое в языке, и всё пространство самого языка как материального объекта. Своеобразной реализацией языкового пространства является художественное пространство текста, которое совмещает в себе свойства физического пространства и семиотического. Художественное пространство представляет собой модель в первую очередь реального пространства, а также модели, построенные на основе иных, внепространственных отношений (временных, социальных, этических и т. п.).

2. Концептуальное пространство текста — это художественное пространство, рассмотренное в когнитивном аспекте. Вводится понятие когнитивная категория художественного пространства, определяемое как обязательная составляющая любого художественного произведения, вторичная моделирующая система, репрезентируемая в художественном тексте посредством концептов (концептуальных схем). Под репрезентацией пространства понимается иерархизованная совокупность концептуальных смыслов (концептов), воплощённая в художественном тексте и отражающая различные аспекты авторского понимания и представления пространства. Вводится методологически вспомогательное понятие критерий репрезентации пространства — угол зрения на пространство как когнитивную категорию, аспект понимания и представления пространства.

3. В романе М. Булгакова «Белая гвардия» ключевыми концептами, реализующими когнитивную категорию художественного пространства, являются концепты «Дом», "Город», «Вселенная», которые репрезентируются посредством трёх критериев: физического, психологического и эстетического. Каждый из выделенных критериев предполагает свою систему концептуальных смыслов.

4. Концептуальное пространство художественного текста может быть рассмотрено в статическом и динамическом аспектах. Статический аспект предполагает описание набора элементов концептуального пространства; в динамическом аспекте анализируются процессы, происходящие в нём.

Концептуальное пространство в статическом аспекте представлено базовой структурой, реализованной в инвариантной концептуальной схеме (в романе Булгакова это «Дом — Город — Вселенная»), и вариантами, формирующими усложнённую структуру (структуры) концептуального пространства произведения.

Усложнённую структуру в романе «Белая гвардия» создают варианты концепта «Дом» — Протодом, обладающий рядом периферийных признаков, дополнительных для характеристики инварианта, и Антидом, отличающийся рядом периферийных признаков, оппозитивных для характеристики инварианта.

5. Концептуальное пространство в динамическом аспекте подразумевает анализ отношений между составляющими концептуальной схемы (концептами), разного рода трансформаций пространства, взаимопереходов между пространственными образами. В романе Булгакова трансформация пространства понимается как пространственные изменения: растяжение, сжатие, деформация, — происходящие в ситуациях перехода от одного концепта к другому в концептуальной схеме «Дом — Город — Вселенная». Частотным способом репрезентации трансформированного пространства в исследуемом произведении является пространственная метаморфоза — переход, превращение предмета из одной пространственной формы в качественно иную, — характеризующаяся реальным и/или воображаемым изменением деталей преимущественно внешнего облика персонажей.

Апробация работы. По материалам исследования были сделаны сообщения на заседаниях Объединения аспирантов, а также прочитаны доклады на Всероссийских научных конференциях «Язык. Человек. Картина мира» и «Язык. Время. Личность» в Омском госуниверситете (2000 г., 2002 г.), на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы русистики» в Томском госуниверситете (2001 г.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русского языка ОмГУ. По теме исследования автором опубликовано 7 печатных работ.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, списка основных терминов, приложения и списка литературы. Библиография включает 236 наименований. Работа изложена на 188 страницах, из которых основной текст составляет 169 страниц.