Вернуться к Т.А. Баранникова. Изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе средней школы

Библиография

1. Агеносов В.В. Советский философский роман. — М.: Прометей. 1989. — 300 с.

2. Акимов В.М. Свет художника, или М. Булгаков против Дьяволиады. — М., 1995.

3. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. — М., 1968. — С. 35—70.

4. Барков А.Н. О чем говорят парадоксы // Лит. Обозр. — 1991. — № 5. — С. 56—68.

5. Барков А.Н. К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова: К столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. — Киев: УМК ВО, 1992. — С. 87—92.

6. Барковская Н.В. Мотив грозы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русская литература XX века: направления и течения. — Екатеринбург, 1992. — Вып. 1. — С. 127—131.

7. Бежин Л. Приближение к Мастеру // Москва. — 1991. — № 5. — С. 178.

8. Безродный М.В. Об одном источнике романа «Мастер и Маргарита» // Русск. лит. — 1988. — № 4. — С. 205—208.

9. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

10. Булгаков М. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 5. — М.: Художественная литература, 1990. — 734 с.

11. Булгаков М. «Белая гвардия. Мастер и Маргарита». — Минск: Мастацкая литература, 1988. — С. 667.

12. Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита: Черновые варианты романа / Вступ. Заметка, публ. и прим. В. Лосева // Москва. — 1991. — № 5. — С. 187—201.

13. Булгаков М. Великий канцлер. Черновые редакции романа «Мастер и Маргарита». — М.: Новости, 1992. — 540 с.

14. М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени. — М., 1988.

15. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. — Л: Художественная литература, 1978. — С. 222.

16. Бессонова М.И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1996.

17. Берковский Н.П. Романтизм в Германии. — Л., 1930. — С. 21—50.

18. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. — М., 1990. — 192 с.

19. Беленький Г.И. Классика и современность: Пособие для учителя. — Киев, 1984.

20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — С. 351, 331.

21. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — С. 24—134.

22. Белозерская-Булгакова. Л.Е. Воспоминания. — М.: Художественная литература, 1989. — С. 183.

23. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. — М.: Прогресс, 1991. — 203 с.

24. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 31—39.

25. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. — М., 1979. — 73 с.

26. Богданова О.Ю. Особенности первоначального восприятия художественных произведений учащимися 8—10 классов и углубление его в процессе анализа // Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. — М., 1984. — С. 3—21.

27. Бурлаченко О.Ю. О формировании навыков самостоятельного анализа образа-персонажа в старших классах средней школы // Активизация преподавания литературы в средней школе. — М., 1961. — С. 78—98.

28. Бэлза И.Ф. Генеалогия Мастера и Маргариты // Контекст — 1978. — М.: Наука, 1978. — С. 156—248.

29. Бэлза И.Ф. Дантовская концепция «Мастера и Маргариты» // Дантовские чтения — 1987. — М.: Наука, 1989. — С. 58—90.

30. Вайскопф М., Толстая Е. Москва под ударом, или Сатана на Тверской: «Мастер и Маргарита» и предыстория мифопоэтического «московского» текста // Лит. Обозрение. — 1994. — № 3/4. — С. 87—90.

31. Вахитова Т.М. Проблема власти в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. Исследования и материалы. Книга 2. — СПб., 1994. — С. 74—90.

32. Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов // Синтаксис текста. — М.: Наука, 1979. — С. 299—313.

33. Васильева И.И. О значении идеи М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования. — М.: Наука, 1985. — С. 82—96.

34. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — Л.: Гослитиздат, 1940. — 648 с.

35. Выготский А.А. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

36. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М.: Гослитзидат, 1959. — 654 с.

37. Виноградов И.И. Завещание мастера // По живому следу: Духовные искания русской классики. — М., 1987. — С. 350—370.

38. Вейман Р. История литературы и мифологии. — М., 1975.

39. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: Пособие для учителя / Под ред. А.Н. Докусова. — М., 1974. — 176 с.

40. Воспоминание о Михаиле Булгакове. — М., 1988. — 525 с.

41. Волков А.Р. К теории традиционных сюжетов // Сравнительное изучение славянских литератур. — М., 1973.

42. Волков В.В., Суран Т.И. Концепция судьбы как встречи, вины, заслуги и воздаяния у М.А. Булгакова: (Иешуа и Воланд в судьбах героев «Мастера и Маргариты») // Понятие судьбы в контексте разных культур. — М., 1994. — С. 291—297.

43. Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарит». — М.: Художественная литература, 1991. — 222 с.

44. Вулис А.З. Поэтика «Мастера и Маргариты» // Звезда Востока. — № 10.

45. Выготский Л.С. Психология искусства / Под. ред. М.Г. Ярошевского. — М., 1987. — 344 с.

46. Гаврюшин Н.К. Нравственный идеал и лирическая символика в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. Исследования и материалы. Книга 3. — СПб., 1995. — С. 25—35.

47. Газизова А.А. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Реальное и сверхъестественное в произведении // Русская литература: XX век. — М.: Просвещение, 1995. — С. 273—286.

48. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа «Мастер и Маргарита». Даугава, Рига. — 1988. — №№ 10—12; 1989. — № 1.

49. Галинская И.Л. Загадки известных книг. — М.: Наука, 1986. — 128 с.

50. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. — М.: Наука, 1993. — 304 с.

51. Гершензон М. Статьи о Пушкине. — М., 1926. — С. 94.

52. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. — М., 1991. — 160 с.

53. Гогоберидзе Г.М. Активизация творческой деятельности старшеклассников в процессе изучения литературного произведения на эвристической основе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1993. — 153 с.

54. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. — М.: Московский рабочий, 1990. — 540 с.

55. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М.: Учпедиз, 1962. — 495 с.

56. Голубков В.В. Пособие к изучению художественных произведений. — М., 1915.

57. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. О психологических аспектах изучения литературы в школе. — М., 1990. — 38 с.

58. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. — М.—Л.: Просвещение, 1966. — 266 с.

59. Гудкова В.В. Истоки // Лит. обозр. — 1991. — № 5. — С. 3—11.

60. Гудкова В.В. Власть канона // Литературное обозрение. — 1986. — № 1.

61. Гус М. Горят ли рукописи? Знамя. — 1968. — Кн. 12. — С. 213—220.

62. Гусев В., Мужчиль В. Образ Христа у Достоевского и Булгакова («Братья Карамазовы» и «Мастер и Маргарита») // Творчество Михаила Булгакова: К столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. — Киев: УМВ ВО, 1992. — С. 79—83.

63. Дановский А.В. Системно-функциональный подход к формированию теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. Автореферат докт. дис. — М., 1993.

64. Данилов В.В. Литература как предмет преподавания. — М., 1917. — 176 с.

65. Дубина Н., Храмова С. Из наблюдений над художественным мастерством прозы М.А. Булгакова (роман «Мастер и Маргарита») // Творчество Михаила Булгакова: К столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. — Киев: УМК ВО. 1992. — С. 69—73.

66. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. — Л., 1991. — 75 с.

67. Ефимова Е.С. Основные мотивы русских быличек. Межвузовский сборник научных трудов. — М.: Из-во Прометей, МПГУ, 1992. — С. 20—26.

68. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. — Кишинев, 1974. — 134 с.

69. Жабицкая Л.Г. Психологический анализ критериев оценки литературного произведения старшими школьниками: Автореф. дис. канд. психолог. наук. — М., 1968. — 21 с.

70. Жирмунский В. У истоков европейского романа. — М., 1972. — 154 с.

71. Журнал Литература в школе. — 1996. — № 1; 1993. — № 5; 1991. — № 1.

72. Земская Е.А. Новое о Михаиле Булгакове // Наше наследие. — 1988. — № 3. — С. 113—121.

73. Запальская О. Выбор и покой // Выбор. — М., 1988. — № 3.

74. Зеркалов А.М. Воланд, Мефистофель и другие // Наука и религия. — 1987. — № 8. — С. 49—51; № 9. — С. 27—29.

75. Зеркалов А.М. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри // Наука и религия. — 1986. — № 9. — С. 47—52.

76. Зеркалов А.М. Лежащий во зле мир: Михаил Булгаков и время // Знание сила. — 1991. — С. 34—41.

77. Зеркалов А.М. «Евангелие Михаила Булгакова». — Энн Эрбор: Ардис, 1984.

78. Зинченко В.П. Образование, мышление, культура // Новое педагогическое мышление. — М.: Педагогика, 1989. — С. 90—102.

79. Зинин С.А. Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее роль в совершенствовании изучения курса литературы в 11 кл.: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1993. — 16 с.

80. Золотусский И. Заметки о двух романах Булгакова // Лит. учеба. — 1991. — Кн. 2. — С. 147—165.

81. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. — М., 1964.

82. Иезуитова Р.В. Путь развития романтической повести. В кн.: Русская повесть XIX века: История и проблематика. — Л., 1973.

83. Ильев С. Христологическая традиция русской литературы в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова // Творчество Михаила Булгакова: К столетию со дня рождения писателя: Сборник научных работ. — Киев: УМК ВО, 1992. — С. 77—79.

84. Ильин В.Н. Арфа Давида: Религиозно-философские мотивы русской литературы. — Сан-Франциско, 1980. — Т. 1. — С. 421.

85. Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. — 1990. — № 2. — С. 44—56.

86. Искусство анализа художественного произведения // Сост. Т.Г. Браже. — М., 1971. — 237 с.

87. Йованович М. Об источниках «Мастера и Маргариты» // Изв. РАН. Серия лит-ры и языка. — 1992. — Т. 51. — № 1. — С. 60—72.

88. Казаркин А.П. Истолкование лит. пр-я: (Вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова): Учеб. пособие. — Кемерово, 1988. — 82 с.

89. Казаркин А.П. Литературный контекст романа»«Мастер и Маргарита» // Проблемы метода и жанра. — Томск, 1979. — Вып. 6. — С. 47.

90. Канчуков У. Расслоение Мастера // Литературное обозрение. — 1991. — № 5. — С. 75—77.

91. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. — М., 1988. — 225 с.

92. Карпов И.П. Явное и тайное в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Карпов И.П., Шенцева Н.В. Новое о русской литературе: Материалы и размышления. — Йошкар-Ола. — С. 196—208.

93. Карсалова Е.В. Совесть, истина, человечность... // Лит. в школе. — 1994. — № 1. — С. 72—79.

94. Киченко А.С. О фольклорных параллелях к образу ведьмы в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Украинские республиканские Булгаковские чтения. — Черновцы, 1991.

95. Киселев Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Научн. докл. высш. шк. Филол. науки. — 1991. — № 6. — С. 3—11.

96. Ковалевская Е.Г. Слово в тексте художественного произведения // Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения. Межвуз. сб. научн. трудов. — Л., 1983. — С. 70—87.

97. Кожинов В. Литература и слово // Поэтика и стилистика русской литературы. — Л., 1971. — С. 320—328.

98. Камараш Итван. За мной, читатель! Восприятие, трактовка и эффект романа «Мастер и Маргарита» в Венгрии. — Будапешт: Гос. б-ка им. Сечени, 1984.

99. Козлов Н.П. Об авторской активности в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Содержательность художественных форм. — Куйбышев, 1987. — С. 69.

100. Конкин С.С., Конкина Л.С. Михаил Бахтин: Страницы жизни и творчества. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. — 400 с.

101. Красухин Г. Покой и воля. — М.: Современник, 1987.

102. Кедровский А.Е. Возвращенные имена. — Курск, 1994. — 154 с.

103. Кертис Д. Романтическое видение // Лит. обозр. — 1991. — № 5. — С. 24—28.

104. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.

105. Кон И.С. В поисках себя. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.

106. Кон И.С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1988. — 367 с.

107. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение 1980. — 192 с.

108. Королев А. Между Христом и Сатаной // Театральная жизнь. — 1991. — № 13. — С. 30; № 14. — С. 29; № 15. — С. 28.

109. Крепс. М. Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго». — Анн-Арбор: Ардис, 1984.

110. Колтунова М.В. О концепции личности в романе «Мастер и Маргарита» // Возвращенные имена русской литературы. Аспекты поэтики, эстетики, философии. Межвузовский сборник научных трудов. — Самара, 1994. — С. 55.

111. Кораблев А.А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы лит. — 1991. — № 5. — С. 35—54.

112. Кораблев А.А. Хорошо придуманное пророчество // Лента. — 1991. — № 5. — С. 165—170.

113. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. — М., 1981. — 190 с.

114. Курдюмова Т.Ф. Изучение прозаических произведений в школе // Преподавание литературы в старших классах. — М., 1964. — С. 43—48.

115. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. — М., 1974. — 174 с.

116. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.: Знание, 1998. — 80 с.

117. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Очерки психологии старшего школьника. — М., 1963. — 198 с.

118. Лакшин В.Я. Вторая встреча. — М.: Советский писатель, 1984. — С. 257—365.

119. Лакшин В.Я. Пути журнальные: Из литературной полемики 60-х годов. — М., 1987. — С. 350—370.

120. Лесскис Г.А. «Мастер и Маргарита» Булгакова (манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — 1979. — Т. 38. — № 1.

121. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. — М., 1955. — 215 с.

122. Левицкая Г.Н. Развитие умения учащихся самостоятельно анализировать прочитанное произведение: Дис. канд. пед. наук. — М., 1964.

123. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 280 с.

124. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 302 с.

125. Литературные традиции в поэтике М. Булгакова. Межвузовский сборник научных трудов. — Куйбышев, 1990.

126. Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. Межвузовский сборник научных трудов. — Кемерово, 1988.

127. Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Межвузовский сборник научных трудов. — Кемерово, КГУ, 1980.

128. Литературное произведение и читательское восприятие. Межвузовский сборник научных трудов. — Калинин, 1982.

129. Лихачев Д.С. Литература — Реальность — Литература. — Л., 1981. — 216 с.

130. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Избранные статьи. В 3-х томах. — Таллин, 1992. — Т. 3.

131. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Избранные статьи. В 3-х томах. — Таллин, 1992. — Т. 3.

132. Лосский Н.О. История русской философии. — М., 1991. — С. 514.

133. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. — М., 1987.

134. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. — М., 1988.

135. Манн Ю.В. О гротеске в литературе. — М., 1966. — С. 16—24.

136. Маныкина А.А. Изучение романа с учетом жанровой специфики в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1992. — 16 с.

137. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературных произведений к анализу. — М., 1986. — 128 с.

138. Медрин Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. — Саратов, 1980.

139. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М., 1995. — С. 406.

140. Мельник В.И., Мельник Т.В. О генезисе демонических мотивов. Украинские республиканские Булгаковские чтения. — Черновцы, 1991.

141. Менглинова Л.Б. Гротеск в романе «Мастер и Маргарита». — Томск, Томский государственный университет, 1991.

142. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — М., 1995. — С. 1—20.

143. Методика преподавания, литературы: Учебник для педвузов // Под. ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана — В 2-х частях. — М., 1994. — 303 с.

144. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. — М.: Просвещение, 1985. — С. 384.

145. Методические рекомендации по изучению произведений, ранее не включенных в программу. — Саратов, 1990. — 50 с.

146. Мифологический словарь. — М., 1992.

147. Миллиор Е. Мир наоборот // Литературное обозрение. — 1991. — № 5. — С. 64.

148. Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: Диалог сатириков. — М.: Высшая школа, 1994.

149. Михаил Булгаков: Современные толкования: К 100-летию со дня рождения. Сб. обзоров / АН СССР, ИНИОН. — М., 1991.

150. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьника в процессе обучения. — М., 1976. — 244 с.

151. Научная программа: русский язык, культура, история. Вопросы поэтики художественного произведения в современном литературном образовании (Голубковские чтения). — М., 1995. — 106 с.

152. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. — М., 1959. — 206 с.

153. Немцев В.И. Контексты творчества М. Булгакова: (К проблеме традиций) // Литературные традиции в поэтике М. Булгакова. — Куйбышев, 1990. — С. 15—18.

154. Немцев В.И. М. Булгаков: становление романиста. — Из-во Саратовского ун-та, Самарский ф-л, 1991. — 162 с.

155. Неизвестный Булгаков. Сост. и комментарий В.И. Лосева. — М., 1992. — С. 5.

156. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. — М.: Просвещение, 1971.

157. Никольский С.В. В зеркале иронии и сатиры (скрытые мотивы и аллюзии в прозе М. Булгакова) // Известия РАН. Серия лит-ры и языка. — 1995. — Т. 54. — № 2. — С. 51—58.

158. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. — М., 1972. — 156 с.

159. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. — М., 1972. — 152 с.

160. Новиков В.В. Михаил Булгаков — художник. — М.: Московский рабочий, 1996. — С. 260.

161. Новое о Булгакове: учебно-методическое пособие для учителей. — Йошкар-Ола, 1993.

162. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. — С.-Пб., 1885.

163. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. — М., 1904.

164. Паустовский К. Булгаков // М. Булгаков «Мастер и Маргарита». — М., 1997. — С. 471.

165. Погорельский А. Лафертовская маковница // Русская романтическая новелла. — М.: Художественная лит-ра, 1989. — С. 10—40.

166. Подругина И.А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. — М., 1994. — 78 с.

167. Проблемы анализа художественного произведения в школе Методические рекомендации для студентов. — М.: Прометей, 1996.

168. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя // Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. — М., 1985. — 192 с.

169. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Литература // Сост. Т.Ф. Курдюмова. — М., 1994.

170. Программа по русской словесности для гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов: 5—11 кл. — М., 1995; Программы для общеобразовательных учебных заведений РФ: Программа по литературе для. школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. — М., 1992.

171. Пути и формы анализа художественного произведения. Межвузовский сборник научных трудов. — Владимир: ВГПИ, 1991.

172. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» в школьном изучении. — Кировоград, 1991.

173. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки. — М., 1959.

174. Роткович Я.А. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы. — М., 1956. — 415 с.

175. Рубинштейн М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. — М., 1950. — 214 с.

176. Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы. — М., 1930. — 95 с.

177. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1963. — 294 с.

178. Сахаров В. Страницы русского романтизма. — М.: Советская Россия, 1988.

179. Скорино Л. Лица без карнавальных масок // Вопросы литературы. — 1968. — № 6. — С. 28—38.

180. Семенина С.К. Изучение романа «Мастер и Маргарита» на уроках в школе. — Владикавказ, 1993.

181. Семенов А.Н. Поглубже вглядеться: индивидуальные задания по русской литературе для X—XII классов. — Рига, 1989.

182. Собкин В.С. Психологический анализ уровней литературного развития школьников: Дис. канд. пед. наук. — М., 1982.

183. Соколов Б.В. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. — М.: Наука, 1991.

184. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. — М.: Локид-миф, 1996. — С. 323—333.

185. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. — М.: Эллис Лак, 1997.

186. Солоухина О.В. Традиции русской литературы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. 3. — 1987.

187. Соловьев В. Три разговора. Собр. соч., С.-Пет.: Общественная польза, 1903. — Т. 9. — 473 с.

188. Творчество М. Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 3. — СПб.: Наука, 1995.

189. Творчество М. Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 1. — Л.: Наука, 1991.

190. Творчество М. Булгакова. Сборник статей. — Томск, 1991. — 150 с.

191. Толстой А.К. Собрание сочинений в 4-х томах. — М.: Художественная литература, 1964. — Т. III.

192. Украинские Республиканские Булгаковские чтения. — Черновцы, 1991.

193. Утехин Н.П. Исторические грани вечных тем. Современный советский роман. Философские аспекты. — Л.: Наука, 1979.

194. Урок литературы в средней школе // Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, Прометей, 1984.

195. Урок литературы // Сост. Т.С. Зепалова и Н.Я. Мещерякова. — М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1984.

196. Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы в 2-х частях под. Ред. Ф.Ф. Кузнецова. — М., 1994.

197. Фиалкова Л.Л. К генеалогии романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. — 1981. — 40. — № 6. — С. 532—536.

198. Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы. Сб. трудов. — М., 1986. — 190 с.

199. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. — М.: тип А.И. Мамонтова, 1914. — С. 209—213, 739.

200. Ханнс Д.ДЖ. Роль Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» // Возвращенные имена русской литературы. — Самара, 1994. — С. 74—90.

201. Химич В.В. «Странный» реализм М. Булгакова // Рус. лит. XX в.: направления и течения. — Екатеринбург, 1992. — Вып. 1. — С. 105—115.

202. Чудакова М.О. Творческая история романа Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопр. лит. — 1976. — № 1. — С. 218—235.

203. Чудакова М.О. Евгений Онегин, Воланд и Мастер // Возвращенные имена русской литературы. — Самара, 1994. — С. 5—10.

204. Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков // Гоголь: История и современность. — М., 1985.

205. Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. — М.: Книга, 1988.

206. Чудакова М. Послесловие. Литературное обозрение. — 1991. — № 5.

207. Чеботарева В.А. Рукописи не горят: Сб. статей о творчестве М. Булгакова. — Баку: Язычи, 1991.

208. Чеботарева В.А. О гоголевских традициях в прозе Булгакова // Русская литература. — № 1. — 1984.

209. Чудакова М.О. Творческая история романа «Мастер и Маргарита // Новый мир. — 1987. — № 8.

210. Шуклин В. Мифы русского народа. — Екатеринбург, 1995. — 334 с.

211. Шаталов С.Е. Время — метод — характер. — М., 1989. — С. 6.

212. Щетинина Л.Н. «Роман вам принесет еще сюрпризы...». Пространственно-временной континуум романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и проблемы его изучения // Метод. препод. рус. яз. и лит. — 1993. — Вып. 21. — С. 12—20.

213. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания. Ф.А. Брокгауз — И.А. Эфрон. — СПб., 1890. — Т. 60. — Слюэ — София Палеолог. — Ярославль: TERRA, 1992. — 560 с.

214. Яблоков Е.А. Лицо времени за стеклом вечности: Историософия Михаила Булгакова // Обществ. науки и современность. — 1992. — № 3. — С. 97—108.

215. Яблоков У.А. «Я — часть той силы...»: Этическая проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Рус. лит. — 1988. — № 2. — С. 3—31.

216. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: Сов. писатель, 1983. — 319 с.

217. Яновская Л.М. Треугольник и фиолетовый рыцарь // Таллин. — 1987. — № 4. — С. 101—103.

218. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М., 1964. — 86 с.

Литература на иностранных языках

1. Averianova E. Code de l'honneur des chevaliers et des bogatyrs // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. — Издательство Мордовского ун-та, 1995. — С. 186—187.

2. Barratt A. Between two worlds. A critical introduction to «The Master and Margarita». — Oxford, 1987. — 347 p.

3. Curtis J.A.E. Bulgakov's Last Decade: The writer as Hero // Cambridge, 1987.

4. Ericson E.E. The apocalyptic vision of Mikhail Bulgacov's the «Master and Margarita». — Leviston, Qweenston, Lampeter, 1991. — II. — 204 p.

5. Hatfield H. The Walpurgins nights of G' and Bulgakov // G' in the 20th century. — 1987. — № 51/54. — P. 3710.

6. Thompson E. The Artistic World of Michail Bulgakov // Russ lot — The Hague. — Paris, 1973. — Vol. 2—5. — P. 54—64.

7. Milne L. Michail Bulgakov: A critical biography. — Cambridge, 1990. — 342 p.

8. Natov N. Michail Bulgakov. — Boston: Twayne, 1985.

9. Emerson C. Bakhtin and Vygotsky on internalisation of language // The quarterly newsletter of the laboratory of comparative human condition. — San Diego, 1983. — Vol. 5. — № 1. — P. 9—13.