Вернуться к Ю.В. Кондакова. Гоголь и Булгаков: поэтика и онтология имени

Глава 2. Имя в системе культуры и в смысловом пространстве художественного произведения

Имя в художественном произведении вбирает в себя «содержание образа, который им обозначен, т. е. совокупность информации о носителе имени, содержащейся в тексте или непосредственно выводимой из него» (Фомин 1999, 114). Но имя — это не только структурный элемент текста, определенным образом взаимодействующий с другими его составляющими, но и культурный компонент, для которого существует более широкий контекст, задаваемый философско-религиозными воззрениями автора произведения. Проанализируем имена, которые содержат в себе инфернальный семантический компонент (инфернонимы), и имена, данные представителям нечистой силы (демононимы), имена античных богов, данные героям литературных произведений без учёта конфессиональной принадлежности автора (мифонимы), и учитывающие теологическую ценностную систему автора имена или ономастические перифразы, относящиеся к сфере сакрального (сакронимы), и, наконец, имя-символ Мастер.