Вернуться к Г.С. Файман. Неформат

Предисловие

Вы держите в руках наш скромный подарок Григорию Самуиловичу Файману... Здесь по законам жанра следовало бы открыть список бесчисленных достоинств автора этого небольшого сборника. Ограничусь кратким: Файман — гений, что ему отлично ведомо и без нас. И только из чувства врожденной скромности он живет среди нас так, как будто ему и вправду не чуждо ничто человеческое.

Это жизнь человека творческого, по моему разумению, жизнь счастливая. Похоже, что автор обрел смысл бытования очень давно. Разве это не счастье? Сам Григорий Самуилович, конечно же, будет это отрицать, напирая на неурядицы и несправедливости. Но не были ли они тем испытанием, пройдя которое, человек может спокойно сказать, что он состоялся. Что всегда помогало нашему автору? Системность, заложенная техническим образованием? Способность к эстетическому восприятию мира, данная от рождения? Бытовая ли магия (в булгаковской интерпретации), которая вмешалась даже в сроки его появления на свет — именно 27 апреля 1939 года, в день, когда Михаил Булгаков впервые прочитал друзьям свой новый роман «Мастер и Маргарита». Как бы то ни было, лет сорок назад — и это после работы на телевидении на заре «Останкина», на фоне творческого сотрудничества с Юрием Любимовым и Театром на Таганке — он навсегда связал судьбу с жизнью великого писателя Булгакова. И стал его великим толкователем. Поразительная изыскательская цепкость и неискоренимый оптимизм принесли нашему автору славу первого публикатора уникальных документов, раскрывающих подлинный жизненный путь Булгакова. В этом ряду стоит выделить прежде всего булгаковский дневник, который потом не использовал и так и эдак только ленивый «булгаковед». В девяностые годы успех «Независимой газеты» создавался в немалой степени усилиями Файмана: открытые им неизвестные или малоизвестные страницы истории МХАТ, советской киноиндустрии, сюжеты булгаковской одиссеи украшали полосы «НГ». Опередив многие другие исследовательские опыты, в 2003 году вышла блестящая книга «Уголовная история советской литературы и театра» — глазами ЦК и ЧК.

При всем при этом Г.С. Файман остается свободным от всяких цеховых обязательств, не входя ни в какие гильдии и референтные труппы. По-моему, профессиональные «булгаковеды» его побаиваются, хотя охотно цитируют — без ссылок на имя автора. Но разве для того, чтобы БЫТЬ исследователем и писателем, так уж необходим членский билет союза? Михаил Афанасьевич в этом сильно сомневался. И мы тоже.

Исполнительный директор
Президентского центра Б.Н. Ельцина
Александр Дроздов