Вернуться к Т.В. Першина. Эмоциональная концептосфера военного романа (на материале сопоставительного анализа текстов произведений М. Булгакова «Белая гвардия» и Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»)

2.1. Общее описание материала исследования

Настоящее исследование проведено на материале произведения М.А. Булгакова «Белая гвардия» (впервые полностью опубликовано в 1929 году), при анализе использован текст издания: Булгаков М.А. Белая гвардия / М.А. Булгаков. — М.: Эксмо-Пресс, 2005. — 352 с.

Произведение принадлежит жанру роман, написанному в традициях русского реализма, и состоит из трех частей, каждая из которых включает несколько глав. В I части — 7 глав, во II части — 4 главы, в III части — 9 глав.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) — известный русский писатель, драматург и театральный режиссёр, который по праву считается одним из самых загадочных и сложных писателей XX века. В историю мировой литературы он вошел, прежде всего, как автор романа «Мастер и Маргарита», однако этот факт нисколько не умаляет достоинств и глубины других его произведений. «Белая гвардия» — это лирический роман-исповедь о русской истории. «История русской литературы сложилась так, что роман Михаила Булгакова о гражданской войне остался вершинным его созданием на эту тему», — отмечает критик Р. Янгиров [1995: 109].

Действие романа разворачивается в 1918 году, когда из Города (в котором угадывается Киев) уходят немцы, оккупировавшие Украину, и его захватывают войска Петлюры. Семья Турбиных вовлечена в круговорот военных и политических событий. Военный врач Алексей Турбин и его брат Николка идут добровольцами в отряды защитников города, а их сестра Елена оберегает дом, который становится прибежищем офицеров русской армии. «Белая гвардия» — во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве конца 1918 — начала 1919 годов. В членах семьи Турбиных отразились характерные черты родственников Булгакова. Турбины — девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери.

К творчеству М.А. Булгакова проявляли интерес отечественные ученые: А. Вулис [1991], Б.М. Гаспаров [1988], А. Зеркалов [2003, 2004], Я. Лурье [1989], М. Петровский [2001], Б.В. Соколов [1992, 1996], М.О. Чудакова [1988], а также зарубежные критики и литературоведы: A. Barratt [1985], D.M. Bethea [1978], D. Pruitt [1989] и др. Непосредственно роману «Белая гвардия» посвящены статьи О.С. Бердяевой [1994], И.А. Биккуловой [1992—2000], В.В. Бузник [1998], Т.И. Доронина [1999], Н.А. Кожевниковой [1990], монографии Е.А. Яблокова [1997, 2001], в которых анализируются творческий замысел, структура, жанровое своеобразие, поэтика и проблематика произведения.

В настоящей работе роман «Белая гвардия» впервые исследуется с позиций концептологии эмоций. Объект исследования — ЭК, образующие в своей совокупности эмоциональную концептосферу романа. Единицами анализа являются лексические средства, обозначающие, выражающие и описывающие эмоции, а также концептуальные метафоры и метонимии, репрезентирующие образно-оценочную периферию ЭК.