Вернуться к Т.А. Середухина. Динамика фреймовой коммуникации: мотив, намерение, аутопрогноз (на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Выводы по главе III

1. В условиях решения конкретных коммуникативных задач, связанных с необходимостью дополнительной мотивации собеседника, может использоваться провокация. В случае провокации фрейм может быть задан:

• провокатором;

• собеседником с подачи провокатора;

• до вступления провокатора в коммуникацию.

2. Направив коммуникацию в нужное русло, то есть задав необходимый для решения собственных коммуникативных задач фрейм, провокатор далее ориентирует процесс коммуникации в направлении от причины к следствию, от заявленного тезиса к его логической аргументации. Таким образом, провокационная коммуникативная матрица держится на каркасе неоспоримой логики, что, в свою очередь, в комбинации с неслучайными алогизмами «включает» инерционный механизм, мотивирующий собеседника к принятию стандартного решения.

3. Провокация строится по определенной схеме-алгоритму, включающей в себя несколько этапов: пре-коммуникация, контактная беседа, инерционная коммуникация.

4. Стадия пре-коммуникации гарантирует успех провокации. Основное знание, которым необходимо владеть провокатору, — это способность/неспособность адресата провокации мыслить логически. Именно этот фактор обусловливает в дальнейшем целесообразность (либо нецелесообразность) использования собственно провокации.

5. На этапе инерционной коммуникации провокатор использует логическую структуру с последовательными включениями в неё разнообразных алогизмов (это: алогизм-«лакуна», инвентарный алогизм, структурный алогизм), чередующихся с вложенными этикетными фреймами.

6. Основная функция алогизма в случае использования провокации — мотивировать собеседника, увлечённого логикой мысли, к разрешению «диссонанса» и к продолжению разговора. Функция этикетного фрейма — кратковременная разрядка напряжения в коммуникации.

7. Коммуникация может оказаться неудачной для провокатора, если им допущены те или иные ошибки. К наиболее типичным ошибкам провокатора относятся следующие.

• Провокатор начинает беседу с подчёркнутого алогизма, минуя фатическую стадию, игнорируя этикетные, конвенционально заданные установки.

• Провокатор открыто овладевает инициативой, начинает явно контролировать коммуникацию.

• Провокатор резко переходит от одного этапа коммуникации к другому, нарушая логику без учёта целесообразности использования алогизмов.

• Провокатор эксплицитно выражает свои намерения, не дожидаясь, когда адресат самостоятельно придёт к необходимому стандартному, заданному фреймом решению.