Вернуться к А.-А. Антонюк. Булгаковские мистерии: «Мастер и Маргарита» в контексте русской классики. Очерки по мифопоэтике

Диалог Христа и Дьявола в «Евангелии от Луки»

<Разве> «...вся премудрость земли, вместе соединившаяся, могла бы придумать хоть что-нибудь подобное по силе и по глубине тем трем вопросам, которые действительно были предложены тебе тогда могучим и умным духом в пустыне?»

Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (Глава V «Великий инквизитор», кн. 5)

«Он провиденье искушал». Библия в Новом Завете ярко отражает полярные представления о добре и зле и их воплощениях: о Христе — как об источнике добра и света; о дьяволе — как об олицетворении зла и тьмы. В послании Апостола Павла уже можно прочитать, зачем Бог послал своего сына на землю: «Христос умер, чтобы лишить силы дьявола» (Послание к евреям II, 14). В христианстве (как и в иудаизме), вера в дьявола неразрывно связана с учением о мессии, о спасителе.

В Главе 4 «Евангелия от Луки» мы найдем тот эпизод диалога с дьяволом, который у Достоевского лег в основу речи Инквизитора в легенде Ивана Карамазова. Об этом же эпизоде из библии аллюзорно упоминает и Черт Достоевского в беседе с Иваном Карамазовым: «Я в тебя только крохотное семечко веры брошу, а из него вырастет дуб — да еще такой дуб, что ты, сидя на дубе-то, в "отцы пустынники и в жены непорочны" пожелаешь вступить; ибо тебе оченно, оченно того втайне хочется, акриды кушать будешь, спасаться в пустыню потащишься!» (Черт здесь выступает также знатоком Пушкина и его стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб возлетать во области заочны...» (1836), которое, в свою очередь, также через слово «пустынники» содержит аллюзию библейского эпизода искушения Христа в пустыне).

По писанию Луки, когда Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана, он поведен был затем Духом в пустыню, где сорок дней Он был искушаем диаволом.

Дьявол привел Христа в Иерусалим на гору Синай, где происходило третье искушение и где состоялся знаменитый диалог Христа с Дьяволом. К тому моменту Дьявол уже был изгнан Богом из Рая, и на это указывают слова Христа, который сказал своим ученикам, что видел сатану, «спадшего с неба» (Лука X, 18).

Реконструкция библейского диалога Христа и Дьявола («Всё в этих трех вопросах... угадано и предсказано»). Мы попытаемся здесь воспроизвести диалог Христа и Дьявола из Евангелия от Луки без авторских слов. В таком реконструированном виде он может выглядеть тогда следующим образом:

Диавол:

— Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

Иисус:

— Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

Диавол:

— Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

Иисус:

— Отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу ещетвоему поклоняйся, и Ему одному служи».

Диавол:

— Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Иисус:

— «Не искушай Господа Бога твоего».

Три вопроса — три искушения («В этих трех вопросах как бы совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая»). Итак, по писанию Луки, Дьявол трижды искушает Христа.

Во-первых, властью материальных богатств («хлеб земной»), чему Христос предпочел слово Божие («хлеб небесный»), и одновременно, властью чуда превращения.

Во-вторых, он искушает Христа всеми земными царствами, чему Христос предпочел лишь царствие Божие. Одновременно Дьявол искушает Христа чудом слова божия и бессмертием.

Третье искушение Христа было искушение безграничной властью на земле, чему Христос предпочел единую власть Бога над миром: «Не искушай Господа Бога твоего».

И Дьявол отошел от Христа, когда тот указал ему, кому истинно принадлежит власть в мире — тому, кто не подвластен искушению.

Не признавая, однако, власти божественной, Дьявол возжелал оставить за собой право высшей власти и Христа призывал поклониться ему: «Все это дам тебе, если пав, поклонишься мне» (Матфей IV, 8—9).

Вследствие грехопадения мир людей подчинился власти диавола, которая тоже сильна. Диавол легко увлекает людей в свои сети и ведет их своими путями (и даже может, направить людей ко Христу, если захочет). Однако он лукавит, будто бы власть передана ему Богом. Если он и владеет людьми, то только в силу своей хитрости и коварства. Искушая Христа, Дьявол, собственно, цитирует Псалмы, но как всегда, следуя анти-жанру, вкладывает в святые тексты свои кривые смыслы. «Неистощимой клеветою / Он провиденье искушал», — сказано об акте искушения дьяволом у Пушкина в стихотворении «Демон».

Христос однако силен своей вере: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

Сказанное в Псалмах о Христе как помазаннике божием Дьявол всего лишь лукаво «переосмысливает» на свой счет. Дьявол имеет силу над людьми, но не над Богом. Единый же владыка всего — Бог, именно он имеет силу над дьяволом, которой дьявол противостоять не может.

Притча об искушении Христа дьяволом в пустыне, на горе Синае и в Иерусалиме, вошедшая в Евангелия от Луки и Матфея, стала у Достоевского основой для вставной легенды о Великом инквизиторе в романе «Братья Карамазовы», где Достоевский снова возобновляет очередную партию столкновения Добра и Зла, веры и неверия, соотношения власти мирской и власти божественной, то есть, поднимает вопросы истинной и ложной власти над человеком.