Вернуться к Г. Тушкан, М. Турман. Булгаков. Пикантные подробности

Полузабытый фельетонист

Сейчас Булгаков в моде. В магазинах всегда много изданий — выбирай какое нравится. Почти каждую неделю выходят литературоведческие книги о писателе и его творчестве. Вышел том «Булгаковской энциклопедии». На Украине вышла опера «Бег» (странно, что не балет). Александр Градский недавно завершил оперу «Мастер и Маргарита», над которой работал не один десяток лет.

В Москве есть музей Булгакова, где проходят научные конференции по его творчеству.

Может показаться, что так было всегда.

Но на самом деле всплеск интереса к Булгакову произошел уже в конце восьмидесятых, когда худо-бедно стали издаваться его произведения и их можно было купить на черном рынке.

До публикации М&М в журнале «Москва» Булгаков был полузабытым фельетонистом, которого знали только литературоведы. Да и публикация романа в журнале тоже отнюдь не всколыхнула весь советский народ, как сейчас принято думать.

Сами прикиньте: какой тираж был у журнала Москва? Даже при гигантомании того времени — не сильно большой (в масштабах всей страны). Журнал просто так не продавался, а доступен был только по подписке. Да и оформить подписку мог отнюдь не каждый. Копировальных же аппаратов в ту пору просто не существовало.

Поэтому единственный способ размножить текст — это перепечатать его вручную на пишущей машинке.

Так что прочитать М&М даже после публикации могли только избранные.

Мимо романа «Мастер и Маргарита» трудно пройти не только режиссерам, но и... певцам. Так, например, Александр Градский потратил не один десяток лет, чтобы создать оперу по роману Булгакова