Вернуться к Г. Тушкан, М. Турман. Булгаков. Пикантные подробности

Ночные посиделки

Осенью 1917 года чета Булгаковых обосновалась в Вязьме.

Вдруг Татьяна стала замечать, что муж посреди ночи подолгу сидит за столом и все время что-то пишет.

— Миша, что ты пишешь?

— Да так. Чепуху всякую.

— Михаил, ну поделись со мной, прошу тебя! — настаивала она, а в голове мелькали шальные мысли — почему же муж что-то утаивает от нее?

В конце-концов тот сдался:

— Я пишу рассказ об одном враче, который тяжело болен. А так как ты человек слишком впечатлительный, то когда я прочту это, ты несомненно вообразишь, что речь идет обо мне.

Больше он ничего не сказал: убрал рукопись в стол и погасил свет. Татьяна успела лишь подглядеть название: «Зеленый змий».

В то время Булгакова беспокоила лишь одна тема — собственная зависимость от морфия. Он пытался анализировать этот порок и выплескивал свои эмоции на бумагу.

Так и получилось, что он стал писать.

Сами названия уже говорят сами за себя: «Недуг», «Морфий», «Зеленый змий».

Впрочем, опубликован был только «Морфий», входящий в цикл «Записки юного врача» — остальные так и остались в черновиках. Чудесным образом излечившись от своей зависимости, Михаил принялся за написание пьес — уже во Владикавказе. А потом сам их и стал ставить на сцене.

И теперь Тася ассистировала мужу не в полевом лазарете, а на театральных подмостках — играла в его спектаклях.

Морфий настолько бодрил Булгакова, что тот подскакивал среди ночи и начинал писать. Правда на место эйфории вскоре приходила ломка