Вернуться к Б.С. Мягков. Булгаков на Патриарших

Иллюстрации

Афанасий Иванович Булгаков (1859—1907), отец М.А. Булгакова, профессор Киевской духовной академии. Около 1906

Варвара Михайловна Булгакова (1869—1922), урожденная Покровская, мать М.А. Булгакова. 1914

Семья Булгаковых со знакомыми. 1906. Слева направо, в первом ряду: Коля, профессор Д.И. Богдашевский, Варвара Михайловна, Афанасий Иванович, Лёля. Стоят: Вера, Сергей Язев, Варя, Миша, Надя

Булгакова В.М. с детьми. 1907. Слева направо стоят: Михаил, Вера; сидят: Надя, Варвара Михайловна, Коля, Варя. Внизу: Елена, Ваня

Миша Булгаков — гимназист. 1908

Аттестат зрелости М. Булгакова. 1909

Татьяна Николаевна Булгакова (ур. Лаппа, 1893—1982). 1913

Михаил Булгаков — студент медицинского факультета Киевского университета. 1916

Братья Покровские. 1900-е годы. Слева направо: Митрофан Михайлович, Михаил Михайлович, Николай Михайлович

М. Булгаков — студент-медик в своем кабинете в доме № 13 на Андреевском спуске. Киев. 1913

Диплом лекаря «с отличием» М. Булгакова от 31 октября 1916 года

М. Булгаков среди медицинского персонала и больных лазарета Казенной палаты. Саратов. 1914

Молодой врач М. Булгаков. 1916. Киев

Москва. Брянский (Киевский) вокзал. 1900-е годы

Карта Москвы 1928 года (фрагмент)

Москва. Бородинский мост. Конец 1920-х

Большая Садовая, дом 10. Доходный дом табачного фабриканта И. Пигита

Внутренний двор дома на Большой Садовой. Вид 6-го подъезда, где на 4-м этаже находится «нехорошая квартира» № 50. С марта 2007 года открыт мемориальный музей М.А. Булгакова

Пожарная лестница, ведущая в «нехорошую квартиру», по которой поднимались те, кто «шли арестовывать» шайку гипнотизера Воланда (Большая Садовая, дом 10)

Москва. Сретенский бульвар. Дом страхового общества «Россия» (1899—1902, арх. Н.М. Проскурин). Первое место службы (1.10 — 1.12.1921) Михаила Булгакова в Москве: Литературный отдел (Лито) Главполитпросвета («Записки на манжетах», «Дьяволиада»)

Москва. Улица Мясницкая: «...не из прекрасного далека...»

Москва. Малый Каменный мост. Конец 1920-х

Москва. Улица Тверская. Конец 1920-х

Москва. Вид на Кремль с крыши «Дворца Труда», где в 1920-е годы М. Булгаков сотрудничал с газетами «Гудок», «Рупор», «Красный журнал для всех», редакции которых располагались в этом здании

Большой Гнездниковский переулок, дом 10. Сюда в 1921 году М.А. Булгаков приходил в гости к «старику» — А.С. Готфриду, начальнику Лито, а в 1922—1924 годах писатель посещал московскую редакцию берлинской газеты «Накануне», в которой часто публиковался. В феврале 1929 года на квартире художника Моисеенко М.А. Булгаков познакомился с Е.С. Шиловской

М. Булгаков. Середина 1920-х

Любовь Евгеньевна Белозерская (1895—1987), вторая жена М. Булгакова

Москва. Большая Никитская, дом 46. Здесь М. Булгаков жил у своей сестры Н.А. Земской в служебном помещении школы

Владикавказ. Первый Советский театр. Афиша спектакля по пьесе М.А. Булгакова «Братья Турбины»

Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко — основатели и руководители МХАТ. 1930-е годы

Москва. Здание МХАТа (Камергерский пер., д. 3). Здесь с 1926 года шли пьесы М. Булгакова «Дни Турбиных», «Кабала святош», инсценировка поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», «Александр Пушкин» (1943)

Сцена из спектакля «Дни Турбиных». 1926

Николай Павлович Хмелев в роли Алексея Турбина. 1926

М. Булгаков среди актеров МХАТа, участников спектакля «Дни Турбиных». 1926

Елена Сергеевна Шиловская (ур. Нюренберг, в первом браке Неелова (1895 — 1970), жена М. Булгакова в 1932—1940 годы. Фотография 1920-х

«Зойкина квартира». Премьера прошла 28 октября 1926 года в Студии им. Евг. Вахтангова. Сцена из спектакля

«Багровый остров». Премьера состоялась 11 декабря 1928 года в Московском Камерном театре под руководством А.Я. Таирова. Декорация к спектаклю В.Ф. Рындина «Вулкан»

Москва. Останкино. С.С. Топленинов, М.А. Булгаков, Н.Н. Лямин, Л.Е. Булгакова (Белозерская). Лето 1926 года

Малый Левшинский переулок. Слева направо: П.И. Васильев, С.С. Топленинов, В.Н. Долгорукий (Владимиров), М.А. Булгаков. Конец 1920-х

М. Булгаков. Шарж художника Е. Мазаева. Середина 1920-х

Подмосковье. Крюково. М. Булгаков с Л.Е. Булгаковой на даче у Л.М. и Д.П. Понсовых. Лето 1926 года

Москва. Большая Пироговская улица, д. 35а, квартира 6. М.А. Булгаков здесь жил с августа 1927-го по февраль 1934 года

М. Булгаков. Шарж художника Е. Мазаева. Середина 1920-х

Шарж Кукрыниксов «Взятие крепости МХАТ». Слева направо: Генрик Ибсен, Антон Чехов, Лев Толстой; далее — создатели нового репертуара: Юрий Олеша, Валентин Катаев, Михаил Булгаков, Всеволод Иванов, Павел Марков, Леонид Леонов

Москва. Савельевский (ныне Пожарский) переулок, д. 12, квартира 66. В 1920-х годах М. Булгаков часто бывал у друзей-«пречистенцев» супругов Н.Н. Лямина и Н.А. Ушаковой. Здесь проходили «ляминские чтения». Сам дом и детали интерьера квартиры попали на страницы «Мастера и Маргариты»

«Ляминский» сундук. Вспомним «Сон Никанора Ивановича»: «...кончил очень скверно, помер к чертовой матери от удара на своем сундуке с валютой и камнями. Предупреждаю вас, что и с вами случится что-нибудь в этом роде, если только не хуже, ежели вы не сдадите!..»

Люстра из квартиры Ляминых. Читаем «Конец квартиры № 50: — Вызываю на дуэль! — проорал кот, пролетая над головами на качающейся люстре, и тут опять в лапах у него оказался браунинг, а примус он пристроил между ветвями люстры. Кот прицелился и, летая, как маятник, над головами пришедших, открыл по ним стрельбу...»

Зеркало на камине из квартиры Ляминых: «...Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий...»

Здание цирка Никитиных: упоминается в фельетонах, в «Собачьем сердце», «Варьте», в романе «Мастер и Маргарита»

Современное здание Театра сатиры — бывшее помещение цирка Никитиных

Садовая Триумфальная улица. Начало 1920-х

Москва. Тверская застава. Конец 1920-х

Кампания по борьбе с пьянством. Москва. 1920-е годы

Красная площадь. Мавзолей. Первомайский праздник. 1920-е годы

Новодевичий монастырь. Рядом, на Новодевичьем кладбище покоится прах М.А. Булгакова и Е.С. Булгаковой

М. Булгаков с писателями: М. Файнзильберг (брат И. Ильфа), В. Катаев, Ю. Олеша, И. Уткин. Похороны В.В. Маяковского. 17 апреля 1930 г.

Москва. Торгсин. Арбат, 5/14, где кот Бегемот лакомился мандаринами и селедкой, будучи «не при валюте»

Москва. Улица Остоженка, где неподалеку располагались «особняк Маргариты» и «подвал Мастера». Начало 1930-х

Фрагмент проекта «Дворца Советов» на месте разрушенного храма Христа Спасителя. 1931

«Дом на набережной» для высокопоставленных работников

Москва. Мансуровский переулок, дом 9 — прототип «подвала Мастера»

Рисунок-схема внутреннего двора д. 9 по Мансуровскому переулку, выполненный Б.С. Мягковым

Мансуровский пер., д. 9. Дом братьев С.С. и В.С. Топлениновых, где бывал М.А. Булгаков в гостях у С.А. Ермолинского

Окна «подвала Мастера» во дворе дома 9 по Мансуровскому переулку

Вид на Колонный зал с Охотного ряда

Москва. Вокзальная площадь. Конец 20-х годов

«Дом Драмлита»: «...Маргарита сощурилась на надпись, соображая, что бы могло означать слово «Драмлит». Взяв щетку под мышку, Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара, и увидела рядом с лифтом на стене черную громадную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов. Венчающая список «Дом Драматурга и литератора» заставила Маргариту испустить хищный задушенный вопль. Поднявшись в воздухе повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский... — Латунский! — завизжала Маргарита. — Латунский! Да ведь это же он... Он погубил Мастера!»

Остоженка, д. 21. «Дом со львом» (1901, архитектор Лев Кекушев) — прототип «особняка Маргариты». 1920-е годы

Маргарита Петровна Смирнова — знакомая М. Булгакова, прототип «Маргариты». 1920-е годы

Дом 43 на Третьей Мещанской «с палисадником», где жила М.П. Смирнова со своей семьей. Разрушен при реконструкции района в 1990-х годах

М. Булгаков в роли Председателя суда в спектакле МХАТа, декабрь 1934 г.

Булгаков. Шарж Б. Ливанова. 1930-е годы

К.С. Станиславский. 1930-е годы

Большой театр. Место службы М. Булгакова-либреттиста с сентября 1936 года

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому, к исторической деятельности которых обращался М.А. Булгаков в либретто «Минин и Пожарский»

Патриаршие пруды. «Скамейка литераторов». Место начала романа «Мастер и Маргарита» (последние редакции)

Вид на Патриаршие пруды со скамейки

Москва. Патриаршие пруды

Вид на дом № 32 на Малой Бронной, где в квартире 24 жили супруги В.Ф. и И.П. Крешковы, изображенные в рассказах «Спиритический сеанс» и «Трактат о жилище». В том же доме позже М. Булгаков бывал с Е.С. Шиловской

Е.К. Краснушкин — известный врач-психиатр. Фото 1930-х. Прототип профессора Стравинского в «М. и М.»: «...Неожиданно открылась дверь в комнату Ивана, и в нее вошло множество народа в белых халатах. Впереди всех шел тщательно, по-актерски бритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами. Вся свита оказывала ему знаки внимания и уважения, и вход его получился поэтому очень торжественным. «Как Понтий Пилат!» — подумалось Ивану...»

Корпус санатория «Стрешнево». Прообраз клиники профессора Стравинского

Памятная доска, установленная на здании Московской областной психоневрологической клиники, бывшей «Патрикеевой дачи» (Химки)

Я.Д. Розенталь-«борода» — прообраз директора ресторана «Грибоедов» в романе «Мастер и Маргарита»: «...И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и царственным взором окинул свои владения. Говорили, говорили мистики, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукоятки пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шелком, и плыл в Карибском море под его командой бриг под черным гробовым флагом с адамовой головой...»

Карта Москвы. 1928 г. Воробьевы горы. Место прощания Мастера перед «последним полетом»

Дом Пашкова. Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки, где хранится основной фонд рукописей М.А. Булгакова. С крыши этого здания Воланд рассматривал Москву во всполохах надвигающейся грозы

Улица Тверская. Вид на высотку — Нирензее. «...Читателю, конечно не интересно, как я нырял в Москве, и рассказываю я все это с единственной целью, чтобы он поверил мне, что Москву 20-х годов я знаю досконально. Я обшарил ее вдоль и поперек. И намерен ее описать. Но, описывая ее, я желаю, чтобы мне верили. Если я говорю, что это так, значит, оно действительно так! На будущее время, когда в Москву начнут приезжать знатные иностранцы, у меня есть в запасе должность гида...»

Тверская. 1920-е годы

Вид на район Арбата с домом в Нащокинском переулке, 3/5, где с февраля 1934 года М. Булгаков жил с Е.С. Булгаковой и Сережей Шиловским

Здание Спасо-хауса — резиденция американского посла, где в апреле 1935 года проходил прием высокопоставленных руководителей и деятелей советской культуры. В числе приглашенных были М.А. и Е.С. Булгаковы. Впечатления от «бала» стали прообразом «Великого бала Сатаны»

Интерьер зала Спасо-хауса. 1930-е: «...Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня... В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой — стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах...»

М.А. Булгаков и Е.С. Булгакова в своей квартире в Нащокинском переулке. 1935 год

М. Булгаков в «шапочке мастера», 1936 г. «...И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась», — прошептал мастер и поник головой, и долго качалась печальная черная шапочка с желтой буквой «М». Он повел дальше свой рассказ, но тот стал несколько бессвязен. Можно было понять только одно, что тогда с гостем Ивана случилась какая-то катастрофа...»

М.А. Булгаков на балконе дома в Нащокинском переулке. Фото Н.А. Ушаковой. 1935 г. Из рассказа Е. Габриловича «Вещичка»: «...Долгое время я жил бок о бок с крупным писателем, но не замечал этого... И я вспомнил тот единственный раз, близко к его кончине, когда, наряду с разговором о свадьбах, писателях, уличенных или, напротив, отмеченных, я спросил Булгакова и о том, что он пишет сейчас. — Пишу кое-что, — сказал он, устремив взор с балкона к сараям. — Так, вещицу