Вернуться к Л.В. Борисова. М.А. Булгаков и М.Е. Салтыков-Щедрин: когнитивная парадигма (на материале произведений «Мастер и Маргарита» и «История одного города»)

Глава II. Антропоцентристская концепция видения мира М.А. Булгакова

Художественное произведение обладает возможностью не только показать авторскую мировоззренческую концепцию собственно художественными и непосредственно логическими средствами, но и донести её в форме знания до сознания личности. С точки зрения понимания, одним из модулей когнитивной системы человека, является «реконструкция намерений автора» (Кубрякова и др. 1997: 124). По мнению когнитологов, в рамках данного модуля распознавание стратегического замысла автора представляет собой микротеорию интерпретатора о намерениях (целях и мотивах) автора с точки зрения «остраненности» (когда интерпретатор стремится посмотреть на вещи глазами автора) и степени теоретичности, глубины (там же: 125). Когнитивная система автора может быть выявлена только в самом произведении. Основу этой системы составляют бинарные оппозиции, деконструкция которых (в её дерридеанском варианте, согласно классификации Э. Истхоупа) позволяет выявить «доминантный код», специфический для мироощущения каждого писателя.