Вернуться к А. Стеценко. Антиномическая структура романа Михаила Булгакова «Белая гвардия»

1.5. Заключение первой части

Исходя из предыдущих глав, мы видим, что выбор цвета в романе Булгакова «Белая гвардия» является необходимым средством для передачи глубинного смысла каждого образа и способом выражения авторской позиции. Цветовая гамма позволяет обнаружить связь между различными образами и сценами романа, вызывает ассоциативное восприятие читателем тех или иных картин, и создает при этом необыкновенно эмоциональную и трагическую картину. Так же можно прийти к заключению, что белый цвет, используемый в романе чаще всего (наряду с образами, вызывающие у читателя ассоциации с этим цветом), противоположен каждому из рассмотренных цветов в различных контекстах:

1. Белый/черный — надежда, покой, жизнь, умиротворение противостоят смерти, безнадежности, страху.

2. Белый/красный — мирная жизнь, уют, жертвенность противоположны войне, разрушению, насилию.

3. Белый/желтый — красота, верность, благородство противостоят уродству, измене и предательству, глупости и трусливости.

Таким образом, можно сказать, что белый цвет, являющийся противоположным каждому отдельно взятому цвету, противостоит и их общей гамме. Чтобы яснее воссоздать картину колористической антитезы, приведу диаграмму процентного соотношения цветов в романе:

На этой схеме мы можем наблюдать, что именно белый является главенствующим цветом в романе, вступающий в контраст со всеми остальными. Цветовая антитеза служит для более четкого построения структуры романа, подчеркивая различные по смыслу идеи и образы. При помощи этой антитезы Булгаков дает читателям сигнал к пониманию тех или иных ситуаций, положений, поведения героев, аллегорических символов, смыслового содержания и т. п. Вследствие чего первую поставленную задачу выполненной, так как вышеуказанная цветовая антитеза лежит в основе образного полотна романа.