Вернуться к А.В. Яценко. Анализ романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

30. Люблю одно, а делаю другое

В главе 19-й («Неудачные визитеры») в гостиной вся мебель была низкой: диван, табуреты, скамеечки.

«Тот, что жарил мясо, повернулся, причем ужаснул буфетчика своими клыками, и ловко подал ему один из темных дубовых низеньких табуретов. Других сидений в комнате не было». «Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване, низком, с разбросанными на нем подушками».

«Буфетчик вымолвил:

— Покорнейше благодарю, — и опустился на скамеечку. Задняя ее ножка тотчас с треском подломилась, и буфетчик, охнув, больно ударился задом об пол. Падая, он поддел ногой другую скамеечку, стоявшую перед ним, и с нее опрокинул себе на брюки полную чашу красного вина.

Воланд объяснил буфетчику Сокову нахождение низкой мебели в гостиной.

«— Я люблю сидеть низко, — проговорил артист, — с низкого не так опасно падать».

Однако, в главах 22-й («При свечах») и 24-й («Извлечение мастера») Воланд отступает от этого. Перед балом в его спальне из низкой мебели осталась одна скамеечка, вся остальная мебель приняла обычную высоту, а один табурет, так даже стал высоким.

«Маргарита увидела широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою. Перед кроватью стоял дубовый на резных ножках стол... <...> На маленьком вытертом коврике стояла низенькая скамеечка. Был еще один стол с какой-то золотой чашей и другим канделябром, ветви которого были сделаны в виде змей».

«Кроме этих, был еще в комнате сидящий на высоком табурете перед шахматным столиком громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня».

После бала к высокому табурету добавился сначала один стул для кота, хотя до бала Бегемот спокойно располагался на высоком табурете. Теперь же сидящих за праздничным столом стало четверо: Гелла, Азазелло, Коровьев и Бегемот, а указанных сидений было только два: высокий табурет и стул. Воланд и Маргарита располагались на кровати. С извлечением мастера в спальне появился и второй стул для него.

«Коровьев ловко и незаметно подпихнул к мастеру стул, и тот опустился на него, а Маргарита бросилась на колени, прижалась к боку больного и так затихла».

Таким образом, можно предположить, что противоречие между главами романа возникло из-за того, что хотя Воланд и заявлял, что он любит сидеть низко, но Булгакову нужна была мебель именно разной высоты в разных сценах.

В главе 22-й писатель хотел уронить и облить буфетчика и две низенькие скамеечки для этого хорошо подходили. Если бы Соков сидел за столом и под ним подломилась ножка стула, то он ничего бы на себя со стола не пролил. К этой ситуации, кроме того, подходила фраза «с низкого не так опасно падать».

В главе 24-й, во-первых, свита Воланда ужинала за столом, поэтому понадобился хотя бы один стул. Он был для кота, чтобы в последующем тот мог с него вскочить и представить на сидении пачку рукописей романа. «Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей». И, во-вторых, появившемуся мастеру тоже лучше было подставить стул, а не низенький табурет. «Коровьев ловко и незаметно подпихнул к мастеру стул, и тот опустился на него, а Маргарита бросилась на колени, прижалась к боку больного и так затихла».