Вернуться к По следам Булгакова

Спасо-хаус (резиденция американского посла)

Спасопесковская площадь, 10
Станция метро «Смоленская»

Особняк Николая Александровича Второва на Спасопесковской площадке, известный в настоящее время также как Спасо-хаус (англ. Spaso House) — исторический особняк в центре Москвы, с конца 1933 года арендуется правительством США как резиденция посла Соединенных Штатов Америки в СССР/России. Памятник неоклассической архитектуры предреволюционного времени.

Особняк был построен в 1913—1915 годах по заказу крупнейшего предпринимателя России Н.А. Второва, по проекту архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Матвеевича Маята, авторов нескольких знаковых построек того времени (таких как вилла Николая Павловича Рябушинского «Черный лебедь» в Петровском парке). Для оформления интерьеров дома был приглашен знаменитый художник Игнатий Нивинский, принимавший участие в создании интерьеров Музея изящных искусств, гостиницы «Метрополь», дома Тарасова на Спиридоновке.

Вскоре после Октябрьской революции хозяин особняка Второв погиб при загадочных обстоятельствах (по одной из версий был застрелен на парадной лестнице собственного дома), его наследники эмигрировали из России, а особняк был национализирован и передан в ведение Наркомата иностранных дел. На втором этаже особняка устроили жилые квартиры, в одной из них поселился нарком Георгий Васильевич Чичерин.

В 1933 году, после установления дипломатических отношений между СССР и США, бывший особняк Второва передали под резиденцию американского посла. Первым послом, поселившимся в нем, стал Уильям Буллит. В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приемов и танцев. В середине 1930-х, в период расцвета дружеских советско-американских отношений, бывший особняк Второва, или, как его теперь называли, Спасо-хаус, стал местом проведения многочисленных торжественных приемов и праздников, на которых присутствовали члены советского правительства и представители творческой интеллигенции. Приемы проходили с размахом, члены посольства даже арендовали у московского зоопарка и цирка животных для развлечения высоких гостей. В Спасо-хаусе часто устраивались концерты. На одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трем апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев, здесь неоднократно выступали всемирно известные музыканты и певцы, выставлялись работы выдающихся американских художников.

В апреле 1935 года Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна Булгаковы в числе нескольких сотен гостей посетили весенний бал, организованный в здании американского посольства У.К. Буллитом. Вместе с Булгаковыми прием в американском посольстве посетили многие известные люди — от М. Тухачевского до Вс. Мейерхольда. У. Буллит с гордостью сообщал Рузвельту: «Мы достали тысячу тюльпанов в Хельсинки, заставили до времени распуститься множество березок и устроили в одном конце столовой подобие колхоза с крестьянами, играющими на аккордеоне, танцовщиками и всякими детскими штучками — птицами, козлятами, парой маленьких медвежат». Е.С. Булгакова в дневнике добавляла: «В зале с колоннами танцуют. С хор — прожектора разноцветные. За сеткой — птицы — масса — порхают. Оркестр, выписанный из Стокгольма. <...> В верхнем этаже шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу — всюду шампанское и сигареты». Считается, что именно этот вечер стал прообразом бала сатаны в романе «Мастер и Маргарита». Е.С. Булгакова вспоминала, что сначала Булгаков написал сцену небольшого бала в спальне Воланда и уже во время болезни переписал ее и превратил камерный бал в грандиозное событие.

Резиденция посла Соединённых Штатов АмерикиДостопримечательность в Москве