Вернуться к По следам Булгакова

Дом Нирнзее

Большой Гнездниковский переулок, 10
Станция метро «Тверская»

Михаил Булгаков часто бывал в знаменитом доме Нирнзее по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. В 1921 году он часто приходил в гости к «старику» — А.С. Готфриду, начальнику Лито, а в 1922—1924 годах посещал московскую редакцию берлинской газеты «Накануне», в которой часто публиковался. Она находилась на первом этаже. В 1923 году Булгаков приходил в гости к Юрию Николаевичу Потехину, который в то время жил в этом доме. Финальная сцена повести Булгакова «Дьяволиада», написанной в 1924 году, разворачивается на крыше этого здания. Согласно одной из версий, именно в этом доме, в квартире № 527, 28 февраля 1929 года у приятелей-художников братьев Моисеенко Михаил Афанасьевич Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской (урожденная Нюрнберг), которая стала его третьей женой и главным прототипом Маргариты из знаменитого романа.

Доходный дом Нирнзее — многоквартирный жилой дом в Большом Гнездниковском переулке в Москве. «Первый московский небоскреб» (во времена постройки этого дома английское слово skyscraper переводили как «тучерез») в десять этажей был построен в 1912—1913 годах по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее. Он же и стал владельцем этого здания. Автор венчающего дом керамического панно с лебедями — художник Александр Головин. В то время Нирнзее строил в Москве много и успешно: почти сорок домов за четырнадцать лет. Главным образом это были доходные дома — на них в начале XX века существовал такой спрос, что Нирензее ежегодно выполнял два-три заказа, а в хороший год мог работать над пятью или шестью, и это не считая тех зданий, которые Эрнест Карлович строил уже для себя. Многие из этих зданий сохранились до наших дней. В доходном доме в Гнездниковском переулке находились малогабаритные недорогие квартиры без кухонь с высокими потолками. По замыслу архитектора, арендаторами этих квартир должны были стать служащие, офисные работники или небольшие семьи. Построенный всего за год, дом взметнулся на девять этажей, причем на его плоскую крышу архитектор поставил еще один этаж, десятый, не очень заметный снизу, зато со смотровой площадкой, откуда можно было обозревать практически всю Москву. До революции в доме проживало около 700 человек. В 1915 году Нирнзее продал дом банкиру Дмитрию Рубинштейну за 2,1 млн рублей.

В июле 1918 года здание национализировали, после чего стали называть Четвертым домом Моссовета. Вместо выселенных жильцов в квартиры заехали партийные работники, служащие советских учреждений. Дом получил статус коммунного, председателем выборного правления назначили революционера Льва Каменева. Тогда же в нем открыли самые разные конторы и редакции. В июле 1922 года здесь открылось московское бюро газеты «Накануне». В этой газете печатались Н. Асеев, А. Ахматова, В. Иванов, В. Катаев, О. Мандельштам, Е. Петров, Б. Пильняк и другие. Рассказы и очерки Булгакова в 1922—1923 годах печатались практически в каждом номере, тем не менее писатель тяготился работой в издании, имевшем откровенную просоветскую направленность. В сентябре 1923 года он с горечью пишет в своем дневнике: «О, мне очень туго придется впоследствии, когда нужно будет соскребать накопившуюся грязь со своего имени. Но одно могу сказать с чистым сердцем перед самим собой. Железная необходимость вынудила меня печататься в нем. Не будь "Накануне", никогда бы не увидали света ни "Записки на манжетах", ни многое другое, в чем я могу правдиво сказать литературное слово».

В период НЭПа в помещении дома на десятом этаже начал работу частный ресторанчик с увеселительными программами. Бывал на этой крыше и Михаил Булгаков, описавший свои впечатления так: «В июльский душный вечер я вновь поднялся на кровлю того же девятиэтажного нирензеевского дома. Цепями огней светились бульварные кольца, и радиусы огней уходили к краям Москвы. Пыль не достигала сюда, но звук достиг. Теперь это был явственный звук: Москва ворчала, гудела внутри. Огни, казалось, трепетали, то желтые, то белые огни в черно-синей ночи. Скрежет шел от трамваев, они звякали внизу, и глухо, вперебой, с бульвара неслись звуки оркестров. На вышке трепетал свет. Гудел аппарат — на экране был помещичий дом с белыми колоннами. А на нижней платформе, окаймляющей верхнюю, при набегавшем иногда ветре шелестели белые салфетки на столах и фрачные лакеи бежали с блестящими блюдами».

В настоящее время в доме располагаются учебный театр ГИТИС, художественно-производственная студия, московское концертное объединение «Садко», редакция журнала «Вопросы литературы», фонд «Литературная критика» и другие организации. Здание является объектом культурного наследия регионального значения.

МоскваЯндекс.Карты — поиск мест и адресов, городской транспорт

Вид с крыши дома Нирензее. Фото 1926—1927 гг.

Страстная площадь. Фото Николая Петрова, 1930—1932 гг.