Вернуться к По следам Булгакова

Доходный дом страхового общества «Россия»

Адрес: г. Москва, Сретенский бульвар, 6/1
Станция метро «Тургеневскя»

30 сентября 1921 года Михаил Булгаков подает заявление о зачислении в Литературный отдел (ЛИТО) Главного политико-просветительского комитета Народного комиссариата просвещения (Главполитпросвета Наркомпроса) РСФСР (находился в доме страхового общества «Россия» по адресу: Сретенский бульвар, 6, кв. 65), возглавляемого женой В.И. Ленина — Надеждой Константиновной Крупской. Это первое место работы Булгакова в Москве в октябре и ноябре 1921 года. Через год, в 1922-м он опишет это место в своей автобиографической повести «Записки на манжетах». А бесконечные коридоры ЛИТО, наряду с коридорами дома Нирнзее и Дворца Труда, можно узнать в повести «Дьяволиада».

1 октября Булгаков приступил к исполнению своих обязанностей в должности секретаря ЛИТО, к которым относилось руководство письменной работой отдела, составление протоколов заседаний ЛИТО и повестки дня, деловая переписка с учреждениями, доклады заведующему отделом о работе отдела и т. д. Только работал Булгаков в ЛИТО недолго. Еще летом 1921 года Совнарком выпустил постановление о сокращении штатов Главполитпросвета на 50%. На 1 сентября в отделе числились 18 человек, а уже в середине ноября кроме Булгакова в отделе оставались В.С. Богатырев (зав. отд.), приятель Булгакова А.И. Эрлих (в загадочной должности «заведывающий отделением связи с местами»), старший делопроизводитель К.Д. Брагина и две машинистки. 23 ноября отдел был расформирован, с 1 декабря сотрудников уволили в полном составе. Булгаков писал об этом в «Записках на манжетах»: «Как капитан с корабля, я сошел последним. Дела <...> приказал подшить и сдать. Потушил лампу собственноручно и вышел. И немедленно с неба повалил снег. Затем дождь. Затем не снег и не дождь, а так что-то лепило в лицо со всех сторон. В дни сокращений и такой погоды Москва ужасна. Да-с, это было сокращение».

Вместо Лито Главполитпросвета было организовано Литературное бюро, которое просуществовало совсем недолго, затем на его месте появился издательский отдел Главполитпросвета.

Но последняя слабенькая надежда еще копошилась в сердце. И я пошел. Пошел. Это шестиэтажное здание было положительно страшно. Все пронизано продольными ходами, как муравейник, так что его все можно было пройти, из конца в конец, не выходя на улицу. Я шел по темным извилинам, временами попадал в какие-то ниши за деревянными перегородками. Горели красноватые не экономические лампочки. Встречались озабоченные люди, которые стремились куда-то. Десятки женщин сидели. Тарахтели машинки. Мелькали надписи. Финчасть. Нацмен. Попадая на светлые площадки, опять уходил в тьму. Наконец вышел на площадку, тупо посмотрел кругом. Здесь было уже какое-то другое царство... Глупо. Чем дальше я ухожу, тем меньше шансов найти заколдованное Лито.

«Записки на манжетах»

* * *

Как молния, Коротков взлетел на площадку и секунду колебался перед дверью, на которой было две надписи. Одна золотая по зеленому, с твердым знаком: «Дортуаръ пепиньерокъ», другая черным по белому, без твердого: «Начканцуправделснаб». Наудачу Коротков устремился в эти двери и увидал стеклянные огромные клетки и много белокурых женщин, бегавших между ними. Коротков открыл первую стеклянную перегородку и увидел за нею какого-то человека в синем костюме. Он лежал на столе и весело смеялся в телефон. Во втором отделении на столе было полное собрание сочинений Шеллера-Михайлова, а возле собрания неизвестная пожилая женщина в платке взвешивала на весах сушеную и дурно пахнущую рыбу. В третьем царил дробный непрерывный грохот и звоночки — там за шестью машинами писали и смеялись шесть светлых, мелкозубых женщин. За последней перегородкой открывалось большое пространство с пухлыми колоннами.

«Дьяволиада»

Комплекс зданий страхового общества «Россия» — два корпуса доходных домов, построенных в Москве в 1899—1902 годах для страхового общества «Россия» по проекту архитектора Н.М. Проскурнина и А.И. фон Гогеном при участии московского архитектора В.А. Величкина. Расположены по адресу: Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 и 2, занимают весь квартал между Фроловым, Бобровым и Милютинским переулками. Имеют статус объекта культурного наследия федерального значения. Фасады зданий оформлены в духе позднего итальянского ренессанса, на многочисленных картушах вензеля страхового общества «Россия» — СОР. Два корпуса соединяет изящная кованая ограда с воротами, выполненными по проекту архитектора О.В. Дессина.

В доме было 148 квартир площадью от 200 до 400 кв. м., снимать их могли только состоятельные люди. В 1909 году в одной из квартир бывал И.Е. Репин, где он писал портрет жившего там доктора П.А. Лезина. Высота потолков в квартирах примерно четыре метра. В подвале дома размещалось восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но фильтровала и увлажняла его. Освещение обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из двух артезианских скважин глубиной пятьдесят метров. В доходном доме страхового общества «Россия» имелись электрические лифты — новинка для Москвы начала XX века. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные комнаты и уборные. В подвале и на чердаке здания размещалась прачечные.

После 1917 года дом был национализирован. С 1920 по 1925 годы в первом корпусе размещался Наркомпрос, кабинет А.В. Луначарского был на втором этаже. Кроме того, после переезда советского правительства в Москву в здании разместилось Главное артиллерийское управление РККА. 80% просторных квартир дома были дополнительно разделены и заселены представителям советской интеллигенции. Здесь жили геохимик и минералог А.Е. Ферсман, народные артисты СССР Н.П. Хмелёв, Н.И. Бессмертнова и Ю.Н. Григорович, офтальмолог М.И. Авербах, математик Н.Н. Лузин, геолог И.Ф. Григорьев, физико-химик П.А. Ребиндер, электротехник В.Ф. Миткевич, психиатр Н.Н. Баженов, радиофизик Н.Д. Папалекси, физик И.Е. Тамм и многие другие известные люди. В 1960-х годах в мансарде дома находились мастерские художников Юло Соостера и Ильи Кабакова. Эти мастерские были одним из центров московского андеграунда, получившим наименование «группы Сретенского бульвара». В настоящее время дома остаются жилыми, часть помещений сдается под офисы.

МоскваСретенский бульвар, 6/1 на карте Москвы, ближайшее метро Тургеневская — Яндекс. Карты

Дом страхового общества «Россия»

Дом страхового общества «Россия»