Вернуться к Живопись, скульптура, архитектура в произведениях Булгакова

Скульптура «Мефистофель» М.М. Антокольского

Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. <...> Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.

Роман «Мастер и Маргарита», глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена

В одной из последних глав романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» описывается Воланд, сидящий на табурете в необычной позе, поджав под себя ногу положив подбородок на кулак. Эта поза напоминает известную статую «Мефистофель» русского скульптора Марка Матвеевича Антокольского (1843—1902). Скульптура была создана в 1883 году, в настоящее время она находится в собрании Русского Музея в Санкт-Петербурге.

Марк Матвеевич Антокольский родился в городе Вильно (современный Вильнюс) в бедной еврейской семье, и уже с 13 лет работал резчиком по дереву. В 1862 году он поступил вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств. Марк Антокольский в своем творчестве сумел гармонично соединить новое стремление к реализму с лучшими достижениями академической традиции. Испробовав самые разные пути в скульптуре (жанровые сцены, портреты современников и исторических личностей), к 1880-м годам он пришел к философскому осмыслению своего творчества. Именно в этот период был создан «Мефистофель». Как писал тогда журнал «Новое слово»: «В этом Мефистофеле положительно чувствуется обнаженная душа нашего гениального и больного века, во всем его величии в области мысли, со всеми его муками в области чувства, с его беспощадным анализом, безверием и холодным отчаяньем».

Работа над «Мефистофелем» длилась несколько лет, начиная с 1874 года. Как раз в это время Антокольский работал над образом Христа, и «Мефистофель» должен был послужить своеобразной ему антитезой. К 1879 году был создан предварительный бюст, который послужил этюдом к будущей скульптуре, а дальнейшие поиски мастер сосредоточил на композиционном построении. Подготовив несколько эскизов, весь 1883 год он посвятил исполнению главного замысла. Получившийся результат был выставлен в Эрмитаже и приобретен в коллекцию музея, а в 1897 году его передали в только что основанный Русский Музей.

Статуя «Мефистофель», названная ранее «XIX век» — не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. Обратившись к образу Мефистофеля, скульптор взял за основу литературный прототип из поэмы Гете «Фауст», и в первоначальном эскизе создал почти иллюстрацию к нему, но «литературность» сюжета не удовлетворяла скульптора. Постепенно у него рождалось новое понимание образа.

«"Мефистофель" — это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом» — писал скульптор. Мефистофель для него стал порождением современности, символом XIX века.

Скульптор исполнил множество вариантов статуи, стремясь средствами самой пластики, не прибегая ни к каким поясняющим деталям, представить Мефистофеля. Изобразив его обнаженным, Антокольский избежал необходимости воссоздавать костюм какой-либо исторической эпохи. Сохранение же литературного названия статуи Антокольский объяснял тем, что оно делает образ более понятным для людей. Скульптура интересна не только своей символичностью и выразительностью, но и поисками Антокольского правильной формы в разных материалах — в мраморе и бронзе. В Русском Музее представлены оба варианта, что дает возможность их сопоставить.

Окончив в 1883 году статую, Антокольский мечтал показать ее в Петербурге. После долгой переписки, бесконечных хлопот В.В. Стасова она в 1886 году была выставлена в Эрмитаже. Произведение везде имело шумный успех. Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почетным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.

Скульптура «Мефистофель» М.М. Антокольского (мрамор)

Скульптура «Мефистофель» М.М. Антокольского (мрамор)

Скульптура «Мефистофель» М.М. Антокольского (мрамор)

Скульптура «Мефистофель» М.М. Антокольского (бронза)

М.М. Антокольский. Этюд головы статуи «Мефистофель» (бронза)

М.М. Антокольский. Этюд головы статуи «Мефистофель» (1877—1879)