Вернуться к Живопись, скульптура, архитектура в произведениях Булгакова

Панорама «Голгофа» в Киеве

Главное, ходу нет в верхний Город мимо панорамы и водонапорной башни, там, изволите ли видеть, в Михайловском переулке, в монастырском доме, штаб князя Белорукова. И поминутно — то машины с конвоем, то машины с пулеметами, то...

— Офицерня, ах твою душу, щоб вам повылазило!

Патрули, патрули, патрули.

Роман «Белая гвардия»

В романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» в одной из глав упоминается киевская панорама, мимо которой можно было подняться в верхний город. Автор имел в виду известную художественную панораму на евангельский сюжет «Голгофа» в Киеве. Это панорама была привезена в Киев в 1902 году и установлена на Владимирской горке. Панорама размерами 93,8 метров в длину и 12,9 метров в ширину с распятием Иисуса Христа была размещена в специальном павильоне, построенном по проекту архитектора В. Римского-Корсакова рядом с католическим собором св. Александра. Панорама являлась авторским повторением панорамы «Распятие Христа» австрийских художников Йозефа Кригера и Карла Фроша, сгоревшей в Вене в 1892 году (всего художники сделали около сорока повторений этого сюжета).

Впервые панорама с изображением Голгофы была показана в Мюнхене еще в 1886 году. Создала ее группа художников — членов «Немецкого панорамного общества»: Бруно Пигльгайн, Карл Фрош, Йозеф Кригер. Этому предшествовала путешествие в Палестину, которое Пигльгайн организовал для себя и соавторов. Побывав на Святой Земле, они получили возможность точно воспроизвести на картине место действия — окраину древнего Иерусалима.

Здание павильона для панорамы в Киеве было заказано директором-распорядителем местного художественного салона дворянином Иваном Замараевым и австрийским подданым Артуром Гашинским гражданскому инженеру Владимиру Римскому-Корсакову по образцу его панорамного павильона в Ченстохове и было построено за 3 месяца. Деревянный павильон с каменным порталом в стиле модерн открылся для публики 10 января 1902 года и уже через 2 месяца окупился. Киевляне шли на «Голгофу» тысячами, хотя входные билеты стоили по тем временам, недешево: 50 коп. с каждого посетителя, для школьников — 30 коп, а в понедельники такса удваивалась. Но за эти деньги зрителей ждало незабываемое впечатление: искусно выполненный пейзаж Иерусалима, многочисленные фигуры в экзотическом восточном наряде, а более всего — три креста на холме.

Проводились экскурсии на «Голгофу» для взрослых и школьников. В связи с этим исследователи творчества Михаила Булгакова высказывают предположение, что отправной точкой «библейских» страниц романа «Мастер и Маргарита» стали впечатления будущего писателя от панорамы, которую он должен был увидеть в гимназическом возрасте.

Полукругом раскинулась как настоящая черствая иудейская земля: рыжие холмы на рыжем горизонте — неподвижный бездыханный мир, написанный на полотне, населенный неподвижными, но тем не менее как бы живыми трехмерными фигурками евангельских и библейских персонажей в хитонах, на ослах и верблюдах и пешком, и надо всем этим царила гора Голгофа с тремя крестами, высоко воздвигнутыми на фоне грозового неба с неподвижными зигзагами молний. Распятый богочеловек и два разбойника, распятые вместе с ним — один одесную, другой — ошуюю как бы висели с раскинутыми руками над небольшой живописной группой римских воинов в медных шлемах, украшенных красными щитками. Из пронзенного бока Христа неподвижно бежал ручеек крови. Голова в терновом венке склонилась на костлявое плечо. Римский воин в панцире протягивал на камышовой трости к запекшимся устам Спасителя губку, смоченную желчью и уксусом. Живот распятого был втянут под выступавшими ребрами грудной клетки, и чресла стыдливо прикрыты повязкой. Надвигавшаяся пылевая буря деформировала неподвижно развевающиеся одежды евангельских персонажей…

Валентин Катаев. «Уже написан "Вертер"»

Кроме Киева, панорама с успехом демонстрировалось в Одессе, Харькове и других городах — в это время в павильоне выставлялись другие панорамы. Панорама несколько раз меняла владельцев, после революции была национализирована. Павильон был разобран в 1934 году, сама панорама была утрачена, предположительно, в 1941 году при взрыве в Киево-Печерской лавре. Существовали планы восстановления панорамы к Чемпионату Европы по футболу 2012 года — впоследствии от них отказались.

Александровский костел и павильон панорамы. С открытки 1902 г.

Панорама «Голгофа» в перспективе ул. Александровской (М. Грушевского). С открытки 1903 г.

Реклама панорамы «Голгофа». 1917 г.

«Голгофа» на детальном плане Киева 1925 г.

Панорама «Голгофа» в Киеве. 1920-е гг.