Вернуться к Живопись, скульптура, архитектура в произведениях Булгакова

Храм Христа Спасителя в Москве

Жужжит «Аннушка», звонит, трещит, качается. По Кремлевской набережной летит к Храму Христа.

Хорошо у Храма. Какой основательный кус воздуха навис над Москвой-рекой от белых стен до отвратительных бездымных четырех труб, торчащих из Замоскворечья.

За Храмом, там, где некогда величественно восседал тяжелый Александр III в сапогах гармоникой, теперь только пустой постамент. <...>

Зимой массивные ступени, ведущие от памятника, исчезали под снегом, обледеневали. Мальчишки — «Ява рассыпная» — скатывались со снежной горы на салазках и в пробегавшую «Аннушку» швыряли комьями. А летом плиты у Храма, ступени у пьедестала пусты. <...>

Пурцман с семейством устроился. <...> Утром так и сделали: как кондукторша пришла — купили у нее всю книжку. Сперва ошалела от ужаса, потом ничего. И ездим. Кондукторша на остановках кричит: «Местов нету!» Контролер влез — ужаснулся. Говорю, извините, никакого правонарушения нету. Заплочено — и ездим. Завтракал с нами у храма Спасителя, кофе пили на Арбате, а потом поехали к Страстному монастырю.

Рассказ «Площадь на колесах»

* * *

Ночью я зажег толстую венчальную свечу с золотой спиралью. <...> Я разложил большой чистый лист бумаги и начал писать на нем нечто, начинавшееся словами: Председателю Совнаркома Владимиру Ильичу Ленину. Все, все я написал на этом листе: и как я поступил на службу, и как ходил в жилотдел, и как видел звезды при 270 градусах над храмом Христа, и как мне кричали:

— Вылетайте, как пробка.

Ночью <...> я заснул на дырявом диване и увидал во сне Ленина. Он сидел в кресле за письменным столом в круге света от лампы и смотрел на меня. Я же сидел на стуле напротив него в своем полушубке и рассказывал про звезды на бульваре, про венчальную свечу и председателя.

— Я не пробка, нет, не пробка, Владимир Ильич.

Рассказ «Воспоминание»

* * *

Многие из 30 тысяч механических экипажей, бегавших в 28-м году по Москве, проскакивали по улице Герцена, шурша по гладким торцам, и через каждую минуту с гулом и скрежетом скатывался с Герцена к Моховой трамвай 16, 22, 48 или 53-го маршрута. Отблески разноцветных огней забрасывал в зеркальные стекла кабинета, и далеко и высоко был виден рядом с темной и грузной шапкой храма Христа туманный, бледный месячный серп.

Повесть «Роковые яйца»

* * *

На следующий день на пса надели широкий блестящий ошейник. В первый момент, поглядевшись в зеркало, он очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя — как бы ободрать его о сундук или ящик. Но очень скоро пес понял, что он — просто дурак. Зина повела его гулять на цепи по Обухову переулку. Пес шел, как арестант, сгорая от стыда, но, пройдя по Пречистенке до храма Христа, отлично сообразил, что значит в жизни ошейник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встречных псов, а у Мертвого переулка — какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его «барской сволочью» и «шестеркой».

Повесть «Собачье сердце»

Московский Храм Христа Спасителя часто фигурирует в прозе Булгакова (повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце», рассказах «Москва краснокаменная» и «Воспоминание»). Упоминается он и в дневнике писателя за декабрь 1924 года: «Сегодня по новому стилю 23-е, значит, завтра Сочельник. У Храма Христа продаются зеленые елки». Надо сказать, что район Пречистенки, где расположен храм, был одним из любимых у Булгакова — с ним у писателя связаны несколько лет жизни.

Храм Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви, расположенный в центральной части Москвы на улице Волхонке. Он был воздвигнут в память о войне 1812 года и погибших воинах (архитектор К.А. Тон). Строительство началось в 1839 году, в 1883-м храм освятили. В 1931 году храм был разрушен, в 1990-х годах его заново построили. Это самый большой православный храм России. Находится на возвышении, окружен небольшим парком с комплексом зданий и сооружений. В комплекс храма входят также два малых храма: каменный храм Покрова Божией Матери и бревенчатый храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Храм имеет статус патриаршего подворья и является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов.

Строительство храма

Решение о возведении храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном было принято императором Александром I. Закладка храма во имя Христа Спасителя по проекту архитектора Александра Витберга состоялась 12 октября 1817 года на Воробьевых горах. Однако в 1825 году работы были остановлены, а архитектор с другими членами комиссии по строительству были обвинены в финансовых растратах.

В 1831 году Николай I назначил архитектором нового проекта храма Константина Тона, который работал в близком императору русско-византийском стиле. План нового храма был одобрен и утвержден 10 апреля 1832 года. Была назначена «Комиссия для построения в Москве Храма во имя Христа Спасителя» под председательством московского генерал-губернатора, князя Дмитрия Голицына. Новый храм строился практически полностью за казенный счет. Император выбрал для храма место на Волхонке, которая в то время носила название Чертолье; находившиеся там постройки были выкуплены и снесены, в том числе и Алексеевский женский монастырь — памятник XVII века, впоследствии переведенный в Красное Село. В народе сохранилось предание, что игуменья, недовольная сносом монастырских построек, прокляла строителей и предрекла: «Сему месту быть пусту».

Летом 1837 года началась укладка фундамента будущего храма. 10 сентября 1839 года в присутствии императора Николая I и великих князей наследников престола Александра Николаевича и Михаила Павловича состоялась церемония торжественной закладки, которую возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). На закладном камне, специально привезенном с Воробьевых гор, была установлена крестообразная позолоченная доска с высеченными именами председателя и членов строительной комиссии и архитектора. На табличке была высечена следующая надпись:

В лето 1839, сентября 10 дня, повелением Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича приступлено к исполнению священного обета, данного в Бозе почивающим Императором Александром I, и собственноручною Августейшею рукою Императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть Храм Христа Спасителя, по первому предположению, на Воробьевых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения оного Храма.

Для транспортировки блоков гранита и мрамора из северных губерний европейской России в северо-западной части Московской губернии был прорыт Екатерининский канал. Искусственный канал соединил Москву-реку с Волгой через реки Истру, Сестру и Дубну.

К 1841 году стены храма достигли уровня цоколя, а через восемь лет был завершен свод большого купола. Наружные леса убрали в 1860 году, однако украшение и отделка, а также устройство набережной и площади продолжались на протяжении еще 20 лет. Строительством храма руководил ученик Тона, архитектор Иосиф Каминский. Над росписью храма работали Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Федор Бруни и другие мастера Императорской Академии художеств. Горельефные изваяния святых были выполнены скульпторами Антоном Ивановым, Николаем Ромазановым и Александром Логановским. В оформлении интерьеров храма участвовал также архитектор Виктор Коссов.

В 1880 году сооружению было присвоено официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, утверждены духовенство и причт. После смерти Тона в 1881 году стройку возглавил его ученик академик Александр Резанов. В том же году завершились работы по устройству набережной, площади вокруг храма, были установлены наружные фонари.

7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение собора, совершенное митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) в присутствии императора Александра III, незадолго до того коронованного в Московском Кремле. На церемонии присутствовали также императрица Мария Федоровна, наследник и великая княжна Ксения Александровна. Храм во имя Христа Спасителя высотой 103,5 метра стал самым высоким сооружением в Москве и самым вместительным храмом в стране.

Вскоре после освящения храма была учреждена государственная награда — медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя», которая вручалась участвовавшим в проектировании и строительстве. В общей сложности возведение кафедрального собора обошлось казне в сумму около 15 млн рублей. На позолоту куполов и кровли приняли пожертвование от московского купечества — более 20 пудов золота.

По замыслу архитектора Константина Тона, храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе классические традиции и черты владимиро-суздальского зодчества. При характерном для древнерусских храмов пятиглавом навершии, в плане сооружение представляло собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады храма были строго симметричны, а входы должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи. Позже лоджии были заложены массивными дверьми и остеклением, что исказило замысел автора. Плоскости стен были оштукатурены, декоративная резьба и скульптура изготовлены из белого мрамора. Высота здания составляла 48,5 саженей (около 103,5 метров), пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами, — 1500 квадратных саженей. В храме могло поместиться до 7200 человек.

Во внутренней облицовке использовались лабрадор и шокшинский порфир, а также итальянские и бельгийский виды камня. Малые иконостасы в приделах кафедрального собора также были выполнены из мрамора. Мраморными работами занимались столичный купец и мастер Гавриил Балушкин. 18 августа 1873 года и 21 августа 1875 года были выпущены Высочайшие повеления об отделке В нижнем коридоре храма были размещены 117 мраморных плит с надписями о днях сражений, убитых, пострадавших и отличившихся воинов Отечественной войны 1812 года. Главный иконостас храма имел форму восьмигранной часовни из белого мрамора. Сооружение венчал позолоченный шатер.

Живописные работы на своде главного купола были выполнены мастером Марковым в 1861—1866 годах. На на высоте 33 сажени был изображен Господь Саваоф, благословляющий обеими руками. На его лоне Сын Божий в образе младенца, держащий хартию с надписью «Логос», и Дух Святой в виде голубя и окруженного божественными дарами. Вокруг престола Господа были расположены ангелы, крылатые херувимы и серафимы. На поясе купола находились картины с библейской историей от грехопадения до сошествия Святого Духа на апостолов, а также другие эпизоды Ветхого и Нового Заветов. По задумке, эти изображения «составляют небесную Церковь, собравшуюся около Спасителя и представляющую собой момент торжества радостного, благодарящего».

На западном своде было изображение царственного Спасителя с книгой и скипетром. На своде с южной стороны — Младенец Иисус в окружении ангелов. Купол северного крыла — придела святого Александра Невского — был расписан изображениями Господа Вседержителя со скипетром и Книгой Судеб и четырех евангелистов в виде апокалиптических животных. Пилоны и ниши храма также были украшены картинами из Священной истории. В правом клиросе храма располагался образ Спаса Нерукотворного, в левом — Владимирская Богоматерь. На царских вратах находились шесть икон, по бокам от них были помещены изображения московских святителей Петра, Ионы, Алексия и Филиппа. Главный иконостас состоял из четырех ярусов со священными изображениями.

Фасад здания был украшен двумя рядами рельефных изображений. Горельефы располагались в порталах и углах храма, а также над карнизом. На четырех стенах храма были помещены «священно-исторические изображения, напоминающие или имеющие тождество с событиями Отечественной войны 1812 года — фигуры святых заступников и молитвенников за русскую землю». На внешних стенах храма размещались горельефы, выполненные на религиозную и историческую тематику.

Весь храм освещался шестьюдесятью окнами, из которых 16 были установлены под главным куполом, 36 располагались над хорами, а восемь — в коридоре. В западном крыле находилась огромная бронзовая позолоченная люстра в 148 свечей. Храм также освещали две люстры в 100 свечей и большое количество устройств на 24, 42 и 43 свечи. Для освещения алтаря был задействован 21 подсвечник.

Разрушение храма и его восстановление

После Октябрьской революции 1917 года храм продолжал действовать. С января 1918 года большевики прекратили финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма было организовано Братство храма Христа Спасителя. Клир и прихожане храма Христа Спасителя не поддержали сформированное в мае 1922 года Высшее церковное управление (обновленцев). 6 июня 1922 года Высшее церковное управление вынесло постановление, в котором просило государственную власть произвести следствие по делу о контрреволюционной деятельности в храме Христа Спасителя. Просьба была удовлетворена, и вскоре в кафедральном храме Москвы появились обновленцы. Настоятелем храма стал один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

Идею строительства в столице Дворца Советов впервые озвучил в 1922 году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов. 13 июля 1931 года прошло заседание ЦИК СССР под председательством Михаила Калинина. На заседании постановили возвести Дворец на территории храма Христа Спасителя: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) от 5 июня 1931 года. Спустя 11 дней была принята резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:

Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.

Здание храма несколько месяцев разбирали, затем его остатки решили взорвать. 5 декабря 1931 года произвели два взрыва, после первого были снесены купола и верхние ярусы храма, сам остов устоял. По воспоминаниям очевидцев, от прогремевших взрывов содрогнулись близстоящие здания, а взрывная волна ощущалась на расстоянии нескольких кварталов. На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва культового сооружения, ушло почти полтора года. В 1937 году снятая с храма облицовка была использована для отделки здания Совета труда и обороны и строящихся станций Сокольнической линии метрополитена.

Рытье котлована будущего дворца началось в 1935 году, к 1939-му был завершен фундамент высотной части здания. На бетонное кольцо уложили 280 стальных плит, служивших основанием для стальных башмаков, на которые должны были опираться колонны каркаса. С началом Великой Отечественной войны работы прекратили. Часть металлических конструкций Дворца пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году. А в 1960 году на месте фундамента был закончен открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. После празднования летом того же года 1000-летия Крещения Руси политика государства в отношении церкви и религии смягчилась. В сентябре 1989 года инициативная группа переформировалась в православную общину и организовала «народный референдум» за возрождение храма, который поддержали тысячи советских граждан. Первый Фонд восстановления храма Христа Спасителя был создан национально-патриотическими силами уже в 1989 году. Однако собранные средства к 1992 году почти полностью обесценились из-за инфляции.

5 декабря 1990 года на месте будущей строительной площадки установили гранитный закладной камень начала строительства бревенчатого храма-часовни иконы Божией Матери «Державная», строительство которого было окончено в 1995 году. В 1992 году был основан Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя. Планировалось, что фонд не будет использовать бюджетных ассигнований, но указом Бориса Ельцина для организаций, жертвующих деньги на восстановление и участвующие в восстановлении, были установлены налоговые льготы. С 1994 по 2002 год пожертвования поступили от сотен тысяч российских граждан, от российских и зарубежных компаний. Известно, что для начала строительства использовали деньги, которые внес Военно-промышленный банк, — 50 млн рублей.

31 мая 1994 года Московской патриархией и мэрией города было принято постановление о начале строительных работ по восстановлению храма. Совет по воссозданию религиозного сооружения возглавили патриарх Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков. В него также вошли профессора Российской академии художеств Николай Пономарев, Михаил Аникушин, скульптор Зураб Церетели, архитектор Михаил Посохин и другие. Для подготовки художников к работам над росписью храма специально было открыто отделение церковно-исторической живописи при Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и другими. Вскоре Денисов отошел от работ, а его место занял Зураб Церетели, который окончил строительство. Скульптор изменил первоначальный проект, утвержденный московскими властями. При Церетели белокаменные стены были украшены мраморными композициями и бронзовыми горельефами, которые, однако, были раскритикованы как несоответствующие оригиналу. Роспись интерьеров храма провели рекомендованные Церетели художники, однако культурная ценность этих росписей также стала предметом спора. Первоначальная белокаменная облицовка была заменена на мраморную, а золоченая кровля крыш, кроме куполов, была сделана на основе нитрида титана. В 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя было принято решение поднять на него бронзовые медальоны. Так как медальоны не были готовы в срок, вместо них на фасады установили точные копии из полимерного материала белого цвета. Бронзовые медальоны были изготовлены и хранились в мастерских вплоть до 2010 года, когда были установлены. Под руководством народного художника России Юрия Орехова над скульптурным убранством нового храма работали мастера Иулиан Рукавишников, Владимир Цигаль, Татьяна Соколова, Александр Белашов, Михаил Дронов и другие.

Новый храм Христа Спасителя был воссоздан к 1999 году как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спаса Преображения в цокольном этаже. За три года до этого, в августе 1996 года, в день Преображения Господня, патриарх Алексий II совершил освящение нижнего Спасо-Преображенского храма и провел в нем первую литургию. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения.

Храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви и может вмещать до 10 тысяч человек. Его общая высота достигает 103 м, что на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор, высота внутреннего пространства — 79 м, толщина стен — около 3,2 м. Размер главного креста — 8,5 м, других крестов — 6,5 м. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной. Облик храма повторяет традиции русско-византийского стиля. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из них 9000 м² покрыты сусальным золотом. Объем здания — 524 000 м³.

Новый собор возведен в традициях обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Нижний коридор служит памятником военных действий. Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении. Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году в формате «название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя». Ряд памятных досок завершается на восточной стене храма, где помещены манифест об изгнании Наполеона из России 25 декабря 1812 года и два благодарственных манифеста: к Русскому народу и к Русскому дворянству. Кроме того, напротив горнего места — манифест о построении храма во имя Христа Спасителя в Москве. По южной и западной сторонам расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, которые заканчиваются у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и мире в Европе. Над каждой доской о сражениях находятся величания святым, память которых празднуется в этот день.

Кафедральный собор Храма Христа СпасителяПравославный храм в Москве

Закладка храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, 1817 г.

Внутренний вид храма Христа Спасителя в 1883 г.

Открытка цветная с Храмом Христа Спасителя, фото 1896 г.

Интерьер храма Христа Спасителя в 1902 г.

Храм Христа Спасителя в 1903 г.

Храм Христа Спасителя перед разрушением, фото Брэнсона Деку, 1930 г.

Разрушение храма Христа Спасителя, 1931 г.

Часть оригинальной отделки первоначального храма Христа Спасителя, сохраненная в Донском монастыре, 2006 г.

Часть оригинальной отделки первоначального храма Христа Спасителя, сохраненная в Донском монастыре, 2006 г.

Часть оригинальной отделки первоначального храма Христа Спасителя, сохраненная в Донском монастыре, 2006 г.

Храм Христа Спасителя. 2016 г.

Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма Христа Спасителя, 2015 г.