Вернуться к Живопись, скульптура, архитектура в произведениях Булгакова

Башня Татлина (Памятник III Коммунистического интернационала)

Неприятно, когда это слово тычут в глаза, и я пошел <...> в театр Гитис на «Великодушного рогоносца» в постановке Мейерхольда. <...>

В общипанном, ободранном, сквозняковом театре вместо сцены — дыра (занавеса, конечно, нету и следа). В глубине — голая кирпичная стена с двумя гробовыми окнами.

А перед стеной сооружение. По сравнению с ним проект Татлина может считаться образцом ясности и простоты. Какие-то клетки, наклонные плоскости, палки, дверки и колеса. И на колесах буквы кверху ногами «с ч» и «т е». Театральные плотники, как дома, ходят взад и вперед, и долго нельзя понять, началось уже действие или еще нет.

Очерк «Столица в блокноте»

В описании декораций к пьесе «Великодушный рогоносец» в московской постановке Мейерхольда упоминается «башня Татлина» — это проект и модель памятника III Коммунистическому Интернационалу, разработанный советским художником-авангардистом Владимиром Евграфовичем Татлиным. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-х годов.

В 1919 году Отдел Изобразительных Искусств Народного Комиссариата по Просвещению поручил художнику В.Е. Татлину выработать проект памятника Третьему Интернационалу. «Творческий Коллектив», в который вошли В.Е. Татлин, И.А. Меерзон, М.П. Виноградов и Т.М. Шапиро, детально разработал проект и построил модель памятника. Материалом для макета послужили дерево, фанера, шпагат, жесть и металлический крепеж. В мастерской бывшей Академии художеств в Петрограде 8 ноября 1920 года открылась выставка модели (ее высота, по-видимому, составляла около 5 м) и чертежей к ней. Башня стояла на круглом подиуме, покрытом бумагой. Внутренние прозрачные формы приводились в движение с помощью ручки, расположенной под подиумом.

Этот памятник высотой 400 метров должен был положить начало новому типу монументальных сооружений, соединяющих в себе творческую форму с формой утилитарной. Проект башни представлял собой совокупность двух наклонных металлических спиралей, состоящих из расположенных одно над другим зданий различной геометрической формы, но при этом гармонично связанных между собой. Посредством механизмов здания вращались вокруг своей оси. Нижнее, самое крупное здание имело форму куба, вращалось со скоростью одного оборота в год, по задумке архитектора предназначалось для конференций и съездов. Над ним располагалось здание в форме пирамиды, скорость вращения один оборот в месяц, предназначалось для исполнительных органов Интернационала. В цилиндре, скорость вращения которого составляла один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство, типография, телеграф. Четвертый объем — полусфера, скорость ее вращения один оборот в час. Известно, что в башне, кроме помещений для трех властей (законодательной, исполнительной и информационной) предполагалось место и для художников. Венчали памятник огромные радиомачты. Специальная система прожекторов должна была бы проецировать световой текст на облака. Широкие стеклянные стены должны были держать комфортную температуру внутри зданий башни. Планируемая высота башни 400 метров, наклон от нормали 23,5°. Планируемые материалы — стекло и сталь.

В декабре 1920 года модель была выставлена в Москве в Доме союзов, оттуда ее вроде бы передали в Третьяковскую галерею, где она и пропала. Осталось несколько фотографий. В 1924 году Татлину предложили построить модель башни для советского раздела на выставке декоративных искусств в Париже. К 1 февраля 1925 года работа была закончена, но сопровождать ее в Париж Татлина не пустили. Башня Татлина была выставлена рядом с бюстом Ленина в павильоне СССР на международной выставке декоративных искусств. Именно там Владимир Татлин впервые получил международное признание — золотую медаль за «Башню III Коминтерна». Потом модель передали в Русский музей, но и эта модель была утрачена. В том же 1925-м для первомайской демонстрации в Ленинграде создается третий упрощенный вариант модели памятника — «изоустановка». Форма ее не была завершена, верх башни оставили «открытым», там крепились плакаты. Эта модель тоже не сохранилась.

В настоящее время копии модели башни Татлина можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее и атриуме МФК «Город Столиц», в Центре Помпиду (Париж) и Музее современного искусства (Стокгольм), в выставочном зале художественного училища К.А. Савицкого в Пензе, в главной столовой Оксфордского университета. Модель башни венчает современный дом «Патриарх» (Москва, Ермолаевский переулок, 15.

Декорации к комедии «Великодушный рогоносец» в постановке Вс. Мейерхольда (1922)

Памятник III Коммунистического интернационала. Рисунок Татлина

Модель башни Татлина, 1919 г.

Модель башни Татлина

Макет башни Татлина. Третьяковская галерея

Модель башни Татлина в атриуме МФК «Город Столиц» в Москве

Модель башни Татлина в художественном училище К.А. Савицкого в Пензе

Модель башни Татлина, Королевская академия художеств, Лондон, Англия, 2012

Модель башни Татлина в Музее современного искусства (Стокгольм)

Модель башни Татлина на крыше дома «Патриарх» в Москве