Вернуться к Религия и мифология в произведениях Булгакова

Вавилонский бог Мардук

— Нет ни одной восточной религии, — говорил Берлиоз, — в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор...

Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, — поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.

Роман «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

В первой главе романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Берлиоз в разговоре с Иваном Бездомным о его антирелигиозной поэме упоминает Мардука. Мардук (с шум. «сын чистого неба», в других трактовках «мар дуку» — «сын мирового холма» или «амар утук» — «теленок Солнцебога Уту»), иногда Меродах — в шумеро-аккадской мифологии верховное божество пантеона Вавилонии, верховный бог в Древней Месопотамии. Мардук был божеством-покровителем города Вавилон со времен правления Хаммурапи (18 век до н.э.) в первой династии Вавилона. Сын Эйя (Энки) и Дамкины (Дамгальнуны), супруг Царпанит (Милитта, Билит), отец Набу, бога писцового искусства. Отождествлялся с планетой Юпитер. История поклонения Мардуку тесно связана с историей самого Вавилона, и по мере того, как власть Вавилона возрастала, положение Мардука по сравнению с другими месопотамскими богами увеличивалось. К концу второго тысячелетия до нашей эры Мардука иногда называли просто Бел, что означает «господин».

Вавилонскими жрецами середины I тысячелетия до н. э. все божества объявлялись воплощениями Мардука:

  • Нинурта — Мардук земледелия;
  • Нергал — Мардук смерти, подземного царства и войны;
  • Забаба — Мардук рукопашной схватки;
  • Энлиль — Мардук власти и совета;
  • Син — Мардук, светило ночи;
  • Шамаш — Мардук справедливости;
  • Адад — Мардук дождей.

Прочие имена Мардука

Адду, Арануна, Ашару, Бэл, Воин, Золотой Бык (телёнок), Асаллухи, Сын, Божественное величество, Марукка, Меродах, Мершакушу, Лугал-Диммер-Анкиа, Нари-Лугал-Диммер-Анкиа, Намтила, Намру, Ашшур, Ашар-алим, Ашар-алим-нуна,Туту, Зи-аккина, Зику, Агаку, Шазу, Зиси, Сухрим, Сухгурим, Захрим, Захгурим, Энбилулу, Эпадун, Гугал, Хегал, Сирсир, Малах, Гил, Гилима, Агилима, Зулум, Мумму (Мамма), Зулум-умму, Гиз-нумун-аб, Лугал-аб-дубур, Пагал-гуена, Лугал-Дурма, Думу-дуку, Лугал-дуку, Лугал-шуанна, Ируга, Иркингу, Кинма, Э-зискур, Нибиру, Энкукур.

Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют «судьей богов», «владыкой богов» и даже «отцом богов». У него было четыре глаза, четыре уха, изо рта изрыгалось пламя. Он управлял ветрами, вихрями и ураганами. Наряду с богиней-целительницей Гулой он наделялся способностью воскрешать мертвых.

Главный храм богу Мардуку был построен в Вавилоне и носил название Эсагила. В нем располагалась знаменитая статуя Мардука, также известная как Статуя Бела. В Вавилоне было семь статуй Мардука, но главная была была сделана из дерева, называемого месу, и покрыта золотом и серебром. Она находилась на видном месте в Эсагиле и использовалась во время вавилонского новогоднего фестиваля. Цари Вавилона включали ее в свои коронационные ритуалы, получая корону «из рук» Мардука. Ее периодически вывозили ассирийцы и пытались уничтожить. В честь Мардука в Вавилоне торжественно справлялся праздник новолетия (Акиту, 15 марта), совершались процессии по Евфрату.

Символы Мардука

Символами Мардука являлись мотыга, лопата и дракон Мушхуш, которого Мардук однажды победил. Части тела самого божества сравнивались с различными животными и растениями: «его главные внутренности — львы; его малые внутренности — собаки; его спинной хребет — кедр; его пальцы — тростник; его череп — серебро; излияние его семени — золото». Символом Мардука можно считать двойной трезубец, которым Мардук поразил чудовищную богиню тьмы Тиамат.

Миф о битве Мардука с Тиамат

В месопотамской мифологии Мардук был богом-творцом. Согласно Энума Элиш, вавилонскому мифу о сотворении мира, Мардук был сыном Энки, месопотамского бога мудрости, и получил известность во время великой битвы между богами. Миф рассказывает о том, что Вселенная возникла как хаотичное царство воды, в котором изначально было два изначальных божества, Тиамат (соленая вода, женщина) и Абзу (сладкая вода, мужчина). Эти два бога породили другие божества.

В конце концов, дети начали раздражать старших богов, и Абзу решил избавиться от них, убив. Встревоженная этим Тиамат рассказала об этом Энки, который убил своего отца до того, как заговор мог быть приведен в действие. Смерть Абзу привела Тиамат в ужас, и она тоже попыталась убить своих детей, собрав армию вместе со своим новым супругом Кингу. Каждое сражение в войне заканчивалось победой Тиамат, пока Мардук не убедил других богов провозгласить его своим лидером и королем.

Младшие боги просили Мардука сразиться c Тиамат. Он потребовал, чтобы его признали главой всех богов. Младшие боги согласились признать его власть над собой. Мардук, вооруженный луком, дубинкой и сетью, в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, на колеснице отправился навстречу чудовищам Тиамат. Это был страшный бой. Мардук бросил в раскрытую пасть Тиамат «злой ветер», ее тело раздулось; затем он опутал Тиамат своей сетью, и выпустил в нее стрелу. Убив Тиамат, Мардук принялся расправляться с ее чудовищами. Одних он уничтожил, другие в страхе разбежались, некоторых он взял в плен. Став победителем, Мардук захватил в плен Кингу, отобрал у него «таблицы судеб», которые давали ему мировое господство. Мардук велел надеть на него оковы и приставить к нему стража, демона смерти.

Первоначальный хаос был уничтожен, и теперь Мардуку предстояло создавать новый мир. Строительным материалом для этого послужило тело Тиамат. Он разрубил его на две части. Из верхней сделал небо, из нижней — землю. Череп богини превратился в гору, и из его глазниц потекли две великие реки — Тигр и Евфрат. Причем бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он создал также планеты и звезды, определил движение Луны и Солнца, разделил год на 12 месяцев. В мире воцарил новый порядок. Тогда же по совету богов был казнен пленный бог Кингу, и из его крови были созданы люди для обслуживания богов.

Легенда о похищении Мардука

По одной из легенд бог Ашшур похищает Мардука и заключает в темницу. Там его избивают и подвергают мучениям. Затем везут на казнь. Богиня — Владычица Вавилона, после казни «вытирает рукой кровь его сердца, пронзенного копьем». Но боги воскрешают Мардука, и он становится верховным богом Вавилона. После такого воскрешения Мардук становится олицетворением бессмертия для своих адептов. Священная дорога, проходящая через одни из ворот Вавилона, до сих пор хранит на себе надпись (на одной из плит): «Я, царь Вавилона. Я вымостил дорогу плитами. Мардук, Владыка! Одари вечной жизнью!»

Мардук и его ядовитый дракон Мушхуш (Нехаш) с Вавилонской цилиндрической печати

Статуя Мардука на стеле кудурру вавилонского царя Мели-Шипака (12 век до н.э.)

Мардук поражает дракона