Вернуться к Религия и мифология в произведениях Булгакова

Святой Георгий Победоносец

В глубине, над выходом на главный перрон, под верхней лампой надпись по старой орфографии: «Отдѣление опѣратівное». Стеклянная перегородка, в ней зеленая лампа казенного типа и два зеленых, похожих на глаза чудовищ, огня кондукторских фонарей. Рядом со стеклянною перегородкою, на темном облупленном фоне, белый юноша на коне копьем поражает чешуйчатого дракона. Юноша этот Георгий Победоносец, и перед ним горит граненая разноцветная лампада. Зал занят офицерами генерального штаба. Большинство из них в башлыках, в наушниках...

<...>

Хлудов. Противник взял Юшунь. Большевики в Крыму! <...>

Главнокомандующий. <...> Владыко! <...> Ваше высокопреосвященство, западноевропейскими державами покинутые, коварными поляками обманутые, в самый страшный час на милосердие Божие уповаем. Помолитесь, владыко святой!

Африкан (перед Георгием Победоносцем). Всемогущий Господь, за что новое испытание посылаешь чадам своим, Христову именитому воинству? С нами крестная сила, она низлагает врага благословенным оружием. <...>

Хлудов. <...> Видно, бог от нас отступился. Георгий-то Победоносец смеется!

Роман «Белая гвардия»

В пьесе Михаила Булгакова «Бег» упоминается святой Георгий Победоносец. Его икона находится на станции в Крыму, где перед сдачей полуострова Красной армии находился штаб белогвардейцев. Этому святому молится архиепископ Симферопольский Африкан, и о нем в этой же сцене упоминает Хлудов, говоря о том, что бог от них отступился.

Георгий Победоносец (Святой Георгий, Георгий Каппадокийский, Георгий Лиддский) — христианский святой, великомученик каппадокийского греческого происхождения, наиболее почитаемый святой с таким именем и один из самых известных святых в христианском мире. Согласно каноническому житию, пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане и после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Одним из самых известных сказаний о его чудесах является «Чудо о змие».

Согласно византийскому житию, изложенному преподобным Симеоном Метафрастом, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии. В некоторых источниках названы имена его родителей: отец Георгия — воин Геронтий (сенатор из Севастополя Армянского), мать — Полихрония (владела богатыми имениями около города Лидда). После смерти отца переехали в Лидду. Поступив на военную службу, Георгий, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином.

После этого признания его арестовали и стали пытать. В 1-й день, когда его стали толкать в темницу копьями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжелый камень. На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счел его мертвым, но вдруг явился ангел и Георгий приветствовал его, тогда император понял, что мученик еще жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились. Затем его бросили в яму с негашеной известью, но и тут он остался невредим. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми. Его заставили бежать в раскаленных докрасна железных сапогах. Всю ночь он молился и наутро вновь стал невредимым. Его избили плетьми так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцеленным. На 7-й день его принудили выпить две чаши со ядовитыми отварами, от одного из которых он должен был лишиться разума, а от второго — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.

Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тотчас позвал слугу, который записал все сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти свое тело в Палестину. В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, еще раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как Бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме.

Жрецы начали избивать Георгия, а прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи ее мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диоклетиан в гневе приказал отрубить им головы. Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана.

Мученичества святого Георгия известны в латинских, сирийских, грузинских, армянских, коптских, эфиопских и арабских переводах, которые содержат различные подробности о перенесенных святым страданиях. В исламе Георгий (Джирджис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур, пользующихся особым почитанием. Арабский апокрифический текст жития святого Георгия содержится в «Истории пророков и царей» (начало X века), в нем Георгий называется учеником одного из апостолов пророка Исы, которого язычник царь Мосула подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом.

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Берите (современный Бейрут). Согласно преданию, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нем святой покоряет змея молитвой, и предназначенная в жертву девушка ведет его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.

Согласно преданию, святой Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда), в Израиле. Над его гробницей построен храм Святого Георгия, который принадлежит Иерусалимской православной церкви. В этом храме находится ковчег с частью мощей святого Георгия. Часть главы святого находится под главным алтарем в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Также известно, что часть мощей содержится в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Реликвию сохранил французский король Людовик Святой. Другие части мощей — десница, то есть правая рука до локтя, — хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция).

В Киевской Руси с древних времен святой Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Киевской Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября. В русской народной культуре Георгия почитали как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября известны под именем весеннего и осеннего дней святого Георгия. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля.

В народном сознании сосуществуют два образа святого: один из них приближен к церковному культу св. Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой, весьма отличный от первого, к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну».

«Чудо Георгия о змие». Новгородская икона, конец XIV века

Георгий Победоносец. Ганс фон Кульмбах (около 1510 г.)

Гробница святого Георгия Победоносца в Лоде