Вернуться к Религия и мифология в произведениях Булгакова

Радаманф и Блаженные земли в Древней Греции

Та часть Москвы Великой, которая носит название Блаженство.

Пьеса «Блаженство»

* * *

Радаманов, Народный Комиссар Изобретений.

Пьеса «Блаженство»

В пьесе Михаила Булгакова «Блаженство» ее герои с помощью машины времени из XX века попадают в далекое будущее, в котором часть Москвы называется Блаженством. И народным комиссаром изобретений в этом идеальном будущем является некий Радаманов. Это явная отсылка к древнегреческому мифу о Блаженных землях, сакральной области на краю света или в ином мире, античному «раю», в которой правит Радамант.

В гомеровской «Одиссее» (песнь IV) Менелаю было обещано:

...Ты за пределы земли, на поля Елисейские будешь
Послан богами — туда, где живет Радамант златовласый
(Где пробегают светло беспечальные дни человека,
Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает,
Где сладкошумно летающий веет Зефир, Океаном
С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным)...

Поэма «Одиссея»

Радамант, Радаманф — в греческой мифологии правитель Крита, брат Миноса. При жизни он олицетворял справедливость и закон на Крите, а после смерти стал справедливым правителем и судьей в Подземном мире. По другим версиям, он правит на Елисейских полях (Островах блаженных). Сын Зевса и Европы, брат Миноса и Сарпедона. Согласно поэту Кинефону, Радамант был сыном Гефеста, Гефест — Тала, а Тал был сыном Крета. Родился на Крите, где в образе быка Зевс похитил Европу. Критский царь Астерий, вступив в брак с Европой, усыновил ее детей.

Царь Астерий умер бездетным, трон достался Миносу. Когда Минос стал царем Крита, он изгнал двух своих братьев с Крита. Он завидовал популярности Радаманта, поэтому Радамант бежал в Беотию, где женился на Алкмене, вдове Амфитриона и матери Геракла. Также, согласно некоторым преданиям, он был наставником Геракла. Его сыновья — Гортин и Эритр. Согласно легендам, он был могущественным царем. Первоначально считался потомком (правнуком) Креса. Более поздние генеалогии поставили его рядом с Миносом и Сарпедоном как сына Зевса и Европы. Согласно более поздним легендам, из-за своей бескомпромиссной честности он был одним из судей мертвых в Аиде, наряду с Эаком и Миносом. Он должен был судить души жителей Востока, в то время как Эак судил жителей Запада, а Минос имел решающий голос.

Блаженные земли (Острова блаженных, Элизиум, Елисейские поля) — мифическая область, сакральная заморская страна, расположенная посреди океана, где-то на краю света или даже в ином мире. Один из символов рая в мифологии различных народов. Из мифов этот образ проник в литературу и философию, оказав большое влияние на развитие европейской утопической мысли.

В древнегреческих мифах Острова блаженных (Элизиум, Элизий) — страна на крайнем западе, где находят вечное пристанище люди, получившие бессмертие от богов, или те из смертных, чью жизнь судьи загробного мира (Минос, Эак и Радамант) признали праведной и благочестивой. В некоторых вариантах мифа удел на Островах блаженных получают те души, которые уже трижды прошли земное воплощение.

Правителем Островов блаженных является бог Кронос. Здесь царит вечная весна. Души праведников гуляют по Елисейским полям — прекрасному лугу неувядающих цветов, окруженному прекрасным лесом, проводят время в беседах и наслаждаются вечной жизнью. Здесь пребывают многие знаменитые герои греческих мифов, получившие бессмертие (напр. Диомед Тидид, Телегон, Пенелопа) или перенесенные сюда после смерти (Ахилл, Менелай, Медея и др.), и даже освобожденные из Тартара титаны.

Упоминание о правлении Кроноса (соправителем Островов является его сын, судья загробного мира Радамант) заставляет соотнести греческую легенду с преданием о Золотом веке, когда Кронос царствовал на всей земле. В ту эпоху люди не знали нужды, страдания и смерти, жизнь их строилась по законам божественной справедливости. Острова блаженных остались последним «реликтом» Золотого века на земле, но достичь их невозможно без помощи богов.

Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;
Прочих к границам земли перенёс громовержец Кронион,
Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.
Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно
Близ океанских пучин острова населяют блаженных.
Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым
Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.

Гесиод, «Труды и дни»

Античная мифологическая традиция помещает Острова блаженных на крайнем западе, там, где воды моря соединяются с течением мировой реки Океан. Плутарх рассказывает об островах Блаженных в биографии Сертория, говоря, что их два, они отстоят на 10 000 стадий от Африки и народ живет там собиранием плодов. Гомер называет Поля блаженных Островами блаженных и помещает их на берега реки Океан, находящейся на крайнем западе большого круга Земли и окаймляющей этот круг со всех сторон. Здесь не сеют, но всякий раз получают обильный урожай, здесь нет болезней, страданий. Об Островах блаженных упоминают древнегреческие поэты Гесиод (вероятно, VIII в. до н. э.) и Пиндар (ок. 518—442 гг. или 438 г. до н. э.). Древнеримский ученый и писатель Плиний Старший (29—79 гг. н. э.) называет их Островами счастья, а древнегреческий историк и писатель Плутарх (ок. 45—125 гг.) даже сопоставляет их с Канарскими островами.

Минос, Эак и Радамант