Вернуться к Религия и мифология в произведениях Булгакова

Персидский бог Митра

— Ты, Иван, — говорил Берлиоз, — очень хорошо и сатирически изобразил, например, рождение Иисуса, сына Божия, но соль-то в том, что еще до Иисуса родился целый ряд сынов Божиих, как, скажем, финикийский Адонис, фригийский Аттис, персидский Митра. Коротко же говоря, ни один из них не рождался и никого не было, в том числе и Иисуса, и необходимо, чтобы ты вместо рождения или, предположим, прихода волхвов изобразил бы нелепые слухи об этом приходе. А то выходит по твоему рассказу, что он действительно родился!..

Роман «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

В первой главе романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в разговоре Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного на Патриарших прудах упоминается древний бог Митра. Митра — божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, справедливостью, договором, согласием и солнечным светом. Это бог солнца, дающий людям представление о добре и зле. Слово «митра» означает «согласие», «договор». В начале нашей эры бог Митра входил в число наиболее почитаемых богов в Средней Азии и Северной Индии. Его почитали цари династии Ахеменидов и великие цари Кир Младший и Дарий I. Для них Митра был богом Солнца и вечного огня. По одной из версий, Митра был рожден из камня в пещере. Епифаний Кипрский же говорит о рождении от богини-девы Коры бога Эона. Ведический Митра рожден из золотого яйца, находившегося в бездне мировых вод.

Как божество Митра упоминается в четырех аспектах:

  • Митра индоариев, как ведийское божество;
  • Митра древних иранцев, как божество зороастризма (Аша);
  • Митра древних армян, как божество солнца в зороастризме;
  • Митра эллинистического периода, как главное божество митраизма.

Митре как божеству небесного света поклонялись еще древние индоевропейцы. Он упоминается в Ведах и в Авесте. Митра устанавливает согласие между людьми, охраняет страну от раздоров и войны, наказывает врагов. Митра определяет моральные нормы в обществе. Он следит за всем, что создал Мудрый Господь. Бог Митра является богом Солнца. День рождения Митры праздновали в день зимнего солнцестояния, то есть 25 декабря. По-видимому, и в христианство перешла эта дата — день рождения Христа (Рождество Христово).

В эллинистической Малой Азии авестийское божество объединилось с различными местными и греческими богами, что привело к нескольким ипостасям Аполлона-Гелиоса-Митры-Гермеса. Через греческое и анатолийское посредничество, авестийский теоним дал рождение римскому божеству под именем Митра (Mithras), главной фигуре римских мистерий первого века, ставших известными как митраизм.

В среднеперсидском авестийский теоним развился (среди других среднеиранских форм) в согдийское Миши, среднеперсидское и парфянское Михр и бактрийское Миуро.

В армянском пантеоне Митра был известен, как Мгер (или Михр) и был одним из наиболее почитаемых богов (дицов) дохристианской Армении. В городе Ван ашвахар Васпуракан Великой Армении находилась священная Ванская скала Мгери Дур (дословно — «Врата Митры»), из которой по преданию родился Митра и в которую ушел в ожидании воцарения справедливости на земле. В современной Армении восточнее Еревана расположен храм Гарни, посвященный Мгеру.

В переднеазиатской версии он трактуется как помощник, а иногда как сын Ахура Мазды, первоначально бог небесного света, позднее, бог света и солнца, или как его предвестник. Также считается богом договора — по одному из мифов, Митра боролся с Солнцем, а после победы заключил с ним договор. Традиционно Митра изображался рожденным из камня в семиконечной короне в восточной традиции или фригийском колпаке — чаще в европейской традиции, с факелом в одной руке и мечом — в другой.

По изложению Плутарха, Митра занимает середину между Ормаздом и Ариманом, и потому его называют посредником. Та же функция посредничества с Друдж в яштах приписывается Сраоше. По Бенвенисту, она первоначально принадлежала Митре. В парфянских и согдийских текстах Третий Посланец манихейской религии также носит имя Митры.

Армянский автор Езник Колбский приводит такой рассказ: Ареман пригласил Ормазда на праздник, Ормазд отказался, пока их сыновья не сразятся. Сын Аремана победил, духи искали посредника и не находили, и тогда создали Солнце, чтобы оно судило их.

Согласно мифу, Митра вышел из скалы на берегу реки в присутствии пастухов, которые первыми принесли ему Дар. Его изображали родившимся во фригийском колпаке с ножом и факелом. Митра сразился с солнцем, победил его, надел ему корону. Митра воспринимался и как творец мира. Он победил первое живое существо — быка, из тела которого возникли травы, растения и животные. Впоследствии он был увезен солнцем на небо, откуда покровительствует тем, кто почитает его. Митра вершит суд и принимает души в свою обитель. В конце мира возникнет новый бык, который будет убит Митрой. А все люди будут воскрешены.

Митраизм — особая религия с культом бога Митры возникла в последние века до н. э. Она распространилась в эллинистическом мире, с I века н.э. — в Риме, со II века — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу. Сторонники культа создали сложную систему посвящения, включавшую семь ступеней инициации и ритуальные трапезы. Они собирались в подземных святилищах, остатки которых в большом количестве сохранились до нашего времени. Информация об этом культе главным образом базируется на интерпретации множества сохранившихся памятников. Наиболее характерны для них изображение Митры, рождающегося из скалы и приносящего в жертву быка.

В мистериях освящались хлеб и вода с соком хаомы. Иногда хаома могла заменяться виноградным соком или вином. На это обращали внимание христианские писатели II и III века, говоря о том, что этим обрядам митраистов научили демоны. Места собраний митраистов называли гротом, склепом, пещерой, или храмом и святилищем. Подземелья со сводом символизировали мироздание. В этих святилищах центральный коридор, шириной около 2,5 м, был предназначен для служителей. У боковых стен находились возвышения с наклонной поверхностью, шириной около 1,5 м, предназначавшиеся для участников. В глубине святилища стояло изображение тавроктонного (поражающего быка) Митры, перед которым находился жертвенник с огнем. Такое помещение могло вместить не более 100 человек. При увеличении общины строили новый храм.

Митраизм включает в себя несколько основных постулатов. Одним из них является вера в то, что Бог пребывает в личном общении с человеком, и человек может познать Бога через прямое опытное общение с Ним. Другой важный постулат митраизма — это вера в поток мудрости, который был передан от поколения к поколению святыми людьми и который может быть получен через прямое общение с Богом. Также митраизм утверждает, что человек может достичь состояния блаженства и духовного совершенства в земной жизни, и что каждый человек имеет внутренний духовный свет, который может быть пробужден через духовное общение с Богом. С конца II в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры. Во II—IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства.

Трудно с уверенностью сказать, когда культ Митры прекратил свое существование. Дэвид Юланси считает, что культ Митры пришел в упадок одновременно с усилением христианства к началу IV века, когда христианство стало достаточно сильно, чтобы уничтожить соперничающие религии. Нет свидетельств продолжения культа в V веке. К примеру, большое количество монет, пожертвованных верующими и хранившихся в митреуме Pons Sarravi в Бельгийской Галлии, относятся к периоду от Галлиена (253—268) до Феодосия I (379—395). Они были найдены рассыпанными по полу, когда митреум был разрушен, а христиане, вероятно, посчитали их нечистыми. Находки монет во всех митреумах показывают, что все они были выпущены самое позднее в конце IV века. Мистерии Митры исчезли раньше культа Изиды. В Средние века Изида еще упоминается как языческая богиня, Митра же был полностью забыт в поздней античности.

Митра (слева) и Ахура Мазда (справа) на коронации Ардашира (в центре)

Митра убивает быка. Фреска из митреума

Митра, восстающий из скалы

Митра, убивающий быка, ок. 150 н.э.

Митра, рожденный из камня, ок. 186 н.э.

Бюст римского Митры из римской колонии в Арле, Франция, конец II — начало III века

Сол и Митра с Луной и божествами-близнецами Каутом и Каутопатом, его слугами, II—III век н.э.

Реконструкция митреума с мозаикой, изображающей ступени посвящения