Вернуться к Религия и мифология в произведениях Булгакова

Отпуст (завершающая часть богослужения)

В пьесе Михаила Булгакова «Батум» в одной из сцен звучат слова православного отпуста, (завершающая часть богослужения, краткая молитва с благословением молящимся). Это заключительная молитва, которую священник или архиерей произносят в конце службы, повернувшись лицом к людям.

Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец.

Отпуст

* * *

Неясно доносятся слова: «...истинный Бог наш молитвами пречистыя Своея Матери, молитвами отца нашего архиепископа Иоанна Златоуста... помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Пьеса «Батум»

Различаются великие, малые, праздничные и отпусты Страстной седмицы. В будние дни отпуст начинается словами «Христос, истинный Бог наш…», в воскресенье — «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш…». На литургии после отпуста священник дает поцеловать прихожанам крест, и на этом служба заканчивается.

Малый отпуст (возглашается на повечерии, полунощнице, часах и малой вечерне): «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец». великий отпуст (произносится на вседневной и великой вечерне, утрене и литургии): «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол (…) преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».

Праздничный отпуст (произносится на господские праздники и в воскресенье); различается в зависимости от праздника, например, на Рождество Христово — «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…», в праздник Святой Троицы — «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…», в воскресенье «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…»

Отпусты Страстной Седмицы напоминают праздничные, но на них вспоминаются события, происходившие в соответствующий день земной жизни Спасителя. Например, в Великую Пятницу: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…». В современной практике Русской православной церкви в Великую Субботу — отпуст обычный, не воскресный, а у старообрядцев особенный — «Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, Истинный Бог наш…».

После великого и праздничного отпуста хор поёт многолетие «Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имярек) митрополита (или архиепископа или епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета», и служба заканчивается.