Вернуться к Религия и мифология в произведениях Булгакова

Фригийский бог Аттис

— Ты, Иван, — говорил Берлиоз, — очень хорошо и сатирически изобразил, например, рождение Иисуса, сына Божия, но соль-то в том, что еще до Иисуса родился целый ряд сынов Божиих, как, скажем, финикийский Адонис, фригийский Аттис, персидский Митра. Коротко же говоря, ни один из них не рождался и никого не было, в том числе и Иисуса, и необходимо, чтобы ты вместо рождения или, предположим, прихода волхвов изобразил бы нелепые слухи об этом приходе. А то выходит по твоему рассказу, что он действительно родился!..

Роман «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

В первой главе романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» редактор Михаил Берлиоз рассказывает поэту Ивану Берлиозу о древних богах, среди которых называет имя фригийского бога Аттиса. Аттис (др.-греч . Ἄττις , также Ἄτυς, Ἄττυς, Ἄττης) — в древнегреческой и фригийской мифологии сын речной нимфы Наны, которого она зачала от семени миндального (или гранатового) дерева, сын и возлюбленный богини Кибелы. Аттис связан с оргиастическим культом Великой Матери Богов (Кибелы, Реи или Агдитис). Согласно основной версии мифа, он был любимцем и жрецом Великой Богини, но нарушил связанный со служением ей обет безбрачия. Разгневанная богиня наслала на него безумие, и Аттис оскопил себя и умер, но был воскрешен богиней (или Зевсом по ее просьбе) и с тех пор почитался как умирающее и воскресающее божество плодородия.

Древние памятники изображают Аттиса в образе фригийского пастуха в колпаке, с пастушьим посохом, свирелью сиринксом и тимпаном. Он носит штаны, в виде шаровар, называемые анаксиридами, с разрезами, так, чтобы его фаллос оставался открытым. Одна из его эмблем — петух. Часто его изображают вместе с богиней Кибелой на колеснице, запряженной львами.

Аттис оставил глубокий след в верованиях и ритуалах народов Западной Азии. Римский поэт Овидий рассказывает, что он был пастухом или владельцем стад и пользовался любовью матери богов Кибелы, центром почитания которой была Фригия. Рождение Аттиса представлялось результатом чуда. Мать Аттиса, Нана, была девственницей, зачавшей оттого, что положила себе на грудь спелый миндаль или плод граната. В Фригийской космогонии миндаль изображается как отец всех вещей.

Были распространены две версии о смерти Аттиса. По одной из них, он был убит кабаном. Согласно другой версии, Аттис оскопил себя под сосновым деревом, и тут же истек кровью. Последняя версия была распространена среди населения Пессинунта, крупного центра почитания Кибелы. Рассказ о смерти Аттиса от кабана, возможно, объясняет то, что население Пессинунта воздерживалось от употребления в пищу свинины. Для Фригии Аттис был тем же, кем был Адонис для Сирии.

Мифы об Аттисе

Самым ранним источником по мифологии Аттиса является «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (ок. 90—30 гг. до н. э.). В книге III Диодор пересказывает множество фригийских мифов. Как он рассказывает, в древние времена царем Фригии и Лидии стал Мейон, который от своей супруги Диндимы родил младенца женского пола. Не желая воспитывать ребенка, царь приказал выбросить девочку у горы Кибелы. Вскормленная пантерами и другими хищными животными, получившая имя от названия горы, Кибела, повзрослев, превзошла всех красотою, скромностью и умом. Полюбив местного юношу Аттиса, она зачала от него ребенка. В то время родители признали ее своей дочерью. Отец же, узнав о том, что она не девица, приказал убить Аттиса, лишив его тело погребения. Кибела в глубокой скорби покинула дворец. Обезумев от горя, стеная и крича, она одиноко скиталась по стране. Между тем жителей Фригии поразила чума, и земля не стала приносить плодов. Для избавления от бедствия, по повелению оракула, фригийцы установили почитание Кибелы как богини, воздвигнув ей роскошный храм в Пессинунте, воздавая пышные почести и принося жертвоприношения. Что касается Аттиса, то сделав подобие его тела, фригийцы, воспевая погребальные песнопения, подобающими почестями искупили гнев богов. «И эти обряды они продолжают отправлять и поныне», — заключает Диодор.

* * *

Античный автор Павсаний в седьмой книге своего сочинения «Описании Эллады» пересказывает пессинунтское предание: «Однажды Зевс, заснув, уронил семя на землю и что с течением времени от этого родилось божество, имеющее двойные половые органы, мужские и женские. Имя этому божеству дали Агдистис. Испугавшись этой Агдистис, боги отрезали у нее мужские половые органы; из них выросло миндальное дерево, и когда на нем созрели плоды, то, говорят, дочь реки Сангария сорвала этот плод и положила себе в платье на грудь, плод этот тотчас же исчез, а девушка стала беременной. Когда она родила и бросила мальчика, то коза стала о нем заботиться. Подрастающий мальчик обладал сверхчеловеческой красотой, и Агдистис, ставшая женщиной, влюбилась в него. Выросшего юношу родственники отправили в Пессинунт, чтобы он женился на царской дочери. Уже пелась брачная песня, как вдруг предстала Агдистис, и Аттис, приведенный в безумие, отсек себе половые органы, и так же изувечил себя и отец его невесты. Раскаяние охватило Агдистис в том, что она сделала с Аттисом, и у Зевса она вымолила разрешение, чтобы Аттис телом никогда не увядал и не подвергался разложению.

* * *

Фригийский миф излагает в своем сочинении «Против язычников» раннехристианский богослов и апологет IV века Арнобий. Как следует из его рассказа, Юпитер воспламенился к страстью к Великой Богине-Матери Кибеле и так как после продолжительной борьбы он не мог достигнуть того, к чему стремился, то, вынужденный отступить, излил свою страсть на камень. Отсюда скала зачала, и, после предварительных многочисленных мычаний, родился на десятом месяце Агдестис, который обладал непреодолимой силой, неукротимой лютостью, безумной, неистовой страстью к обоим полам и наклонностью насильственно похищать, разрушать и уничтожать то, на что направлялась его жестокость.

Разрушительная мощь Агдистиса не устраивала богов. Им на помощь пришел Дионис-Либер. Он заполнил источник крепким вином и Агдистис, выпив из него, забылся глубоким сном. Тогда Дионис привязал прочной веревкой его детородный орган к его же собственной ноге и, когда Агдистис проснулся, то резким движением сам себя оскопил. Из раны на землю вытекло большое количество крови, и на этом месте выросло гранатное дерево с плодами. Увидев его и удивляясь его красоте, нимфа Нана, дочь реки Сангария сорвала плод и положила его себе за пазуху. Он этого она забеременела. Отец подвергает ее как опозоренную заключению, чтобы она умерла от голода, но Мать богов Кибела пришла ей на помощь и подкрепляла ее древесными плодами и другой пищей.

Рождается дитя, но Сангарий приказывает выбросить его; кто-то, найдя его, берет к себе из-за его красоты, кормит его козьим молоком, и он получает имя Аттиса потому, что так в Лидии называли красивых людей, или потому, что так фригийцы называют коз на своем языке. Его в особенности любила Мать богов Кибела за его выдающуюся красоту. Любил его также Агдестис и, когда он подрос, сопровождал его, ухаживая за ним, водил его по лесам и наделял многочисленными дарами из дичи, о которых сначала мальчик Аттис хвастливо говорил, что это плоды его трудов и искусства, но впоследствии, под влиянием вина, он сознался, что его любит Агдистис и награждает лесными дарами. Царь Мидас выбрал Аттиса в мужья своей дочери Ие. На свадьбе неожиданно появился Агдистис и наслал на всех безумие.

Аттис, пришедши в исступление, неистово мечется, падает на землю и под сосной оскопляет себя, говоря: «Вот тебе, Агдестис, то, из-за чего ты причинил столько ужасных бед». Вместе с истечением крови исчезает жизнь. Кибела собрала отрезанные части Аттиса и засыпала их землей, предварительно покрыв и обернув их одеждой умершего. Из вытекшей крови вырос цветок, фиалка, и обвил дерево. Невеста Атиса Ия также покончила с собой и была погребена Кибелой. На ее могиле выросло миндальное дерево, указывающее на горечь смерти.

После того она [Кибела] относит ту сосну, под которой Аттис оскопил себя, в свой грот и, соединившись в плаче с Агдестисом, бьет себя и наносит себе раны в грудь около ствола дерева, остающегося неподвижным. Агдестис просил Юпитера, чтобы Аттис снова стал живым, но тот не согласился, однако он сделал так, что тело его не разлагалось, волосы всегда росли и один только малый палец оставался живым и мог двигаться. Удовлетворившись этими милостями, Агдестис объявил божественным тело его в Пессинунте и установил в честь его ежегодные празднества и главных жрецов.

* * *

Агдестис и Кибела часто отождествлялись. Римский поэт Овидий в «Фастах» рассказывает, что Аттис был любимцем Кибелы и стражем ее храма, но он нарушил обет безбрачия, увлекшись нимфой. За это Кибела погубила нимфу и насылала на Атиса безумие, в результате которого он оскопил себя.

* * *

В лидийской версии Аттис — евнух Великой Матери, сын фригийского царя Калаоса, который привносит в Лидию культ Кибелы. Зевс из ревности посылает кабана, который убивает Аттиса. Геродот представляет историческую версию мифа в своей «Истории». Там Атис — сын царя Креза, случайно убитый Адрастом, гостем своего отца, во время охоты на кабана.

Культ Аттиса

Главным центром культа Аттиса был Пессинунт во Фригии, откуда он перешел через Лидию примерно в VII веке до н.э. в греческие колонии Малой Азии и впоследствии на континент и был вывезен в Рим в 204 году до н.э. Таким образом, культ Аттиса существовал в Малой Азии, в северной Греции (с III века до н.э.), в частности в Македонии, а также в Риме. Самое раннее литературное упоминание Аттиса содержится в одноименной поэме Катулла (87 года до н. э. — около 54 года до н. э.).

Как пишет в трактате «О сирийской богине» римский сатирик Лукиан: «Аттис был родом из Лидии и первый научил людей справлять оргии в честь Реи; и все, что совершают на этих оргиях фригийцы, лидийцы и самофракийцы, они узнали от Аттиса. Когда Рея его оскопила, он перестал быть мужчиной, стал похож на женщину, одевался в женскую одежду и, скитаясь по всей земле, справлял оргии, рассказывая о постигшей его участи и воспевая Рею. Между прочим побывал он и в Сирии, и так как живущие по ту сторону Евфрата не оказали ему должного гостеприимства и не приняли его оргий, то он основал святилище в Гелиополе».

Праздники Аттиса проходили в Риме с 22 по 27 марта. На протяжении их проводились определенные обряды и церемонии, с помощью которых воспроизводились основные акты жизни этого богочеловека: рождение, оскопление, смерть и воскресение.

В весеннее равноденствие, 22 марта, в лесу срубалось сосновое дерево и доставлялось в святилище Кибелы. Там обращались с ним, как с великим божеством. Обязанности переноски священного дерева поручались особому цеху носителей. Ствол окутывался наподобие трупа шерстяными пеленами и покрывался венками фиалок. По преданию, фиалки произошли от крови Аттиса таким же образом, как розы и анемоны из крови Адониса. Изображение Аттиса привязывалось к середине ствола. На другой день праздника, 23 марта, главная церемония состояла в том, что трубили в трубы.

На третий день, 24 марта верховный жрец архигалл в качестве жертвы приносил кровь из своей руки. Лица, принадлежавшие к низшему духовенству, возбуждаемые музыкой звенящих кимвалов, грохотом барабанов, трубящих рожков и визжащих свирелей, кружились в пляске и раскачивали головами с развевающимися волосами до тех пор, пока впадали в состояние бешеного возбуждения и нечувствительности к боли. Они ранили себя тогда осколками посуды или ударяли себя ножами, чтобы окропить вытекающей кровью алтарь и священное дерево. Этот обряд составлял собой часть церемонии оплакивания Аттиса и имел своей целью придать силу богу для его воскрешения. Можно предположить, что в тот же день посвящаемые жертвовали своими половыми органами. Доведенные до высшей степени религиозного возбуждения, они метали отрезанные от самих себя части в изображение богини Кибелы. Эти органы подбирались и сохранялись в земле или в подземных палатах, посвященных Кибеле. Считалось, что подобно жертве крови, они помогали вернуть Аттиса к жизни и ускоряли весенне возрождение природы.

С наступлением ночи печаль почитателей Аттиса превращалась в радость. Внезапно в темноте появлялся свет. Могила бога открывалась, и он восставал из мертвых. На следующий день, 25 марта, божественное воскресение праздновалось веселым карнавалом. Воскрешение бога было праздником радости — Hilaria. На улицах появлялись ряженые. Следующий день, 26 марта, посвящался отдыху. 27 марта праздник у римлян заканчивался процессией к ручью Альмо. Серебряное изображение богини, с лицом высеченным из белого камня, помещалось на повозке, запряженной волами. Впереди процессии шли босиком патриции. Затем высший жрец, одетый в пурпурное платье, омывал повозку, образ богини и другие священные предметы в водах реки. По окончании омовения повозка и волы осыпались весенними цветами.

Помимо общенародных обрядов, культу Аттиса были известны тайные и мистические церемонии. Сведения о мистериях Аттиса чрезвычайно скудны. Известно, что в их состав входила сакраментальная трапеза и крещение кровью. Новообращаемый приобщался к таинству путем вкушения из барабана и питья из кимвала. По свидетельству Климента Александрийского, два этих музыкальных инструмента играли главенствующую роль в хорах Аттиса, так как производили пронзительные звуки. Пост, соблюдавшийся при оплакивании умершего бога, предназначался для приготовления тела причастника для восприятия священного таинства при помощи очищения от всего, что могло осквернить при соприкосновении со священными элементами.

При крещении крещаемый увенчивался золотым венком и, окутанный повязками, спускался в углубление, закрывавшееся деревянной решеткой. Бык, убранный гирляндами цветов, украшенный блестящими золотыми листьями, загонялся на деревянную решетку углубления и убивался освященным копьем. Его кровь стекала в отверстие решетки. Крещаемый с благочестивым рвением воспринимал кровь, покрывавшую его тело и платье. Затем он выходил из углубления и встречался знаками внимания и обожания со стороны присутствующих. Его считали как бы вновь рожденным для жизни вечной и омывшим в крови быка свои грехи. Подобно новорожденному, крещаемого поили одним молоком. Перерождение почитателей культа Аттиса происходило в то же время, что и перерождение бога, в пору весеннего равноденствия.

Бюст Аттиса из римской виллы в Чирагане

Алтарь Кибелы. 295 г. н. э. Римский барельеф. Богиня управляет колесницей, запряженной львами. Пастух Аттис прислонился к священной сосне

Аттис

Древнеримская статуя бога Аттиса, найденная в Остии

Кибела и Аттис, Джулио Феррарио (1767—1847)