Вернуться к Религия и мифология в произведениях Булгакова

Евангелие от Луки

Евангелие от Луки — третья книга Нового Завета, одно из четырех канонических Евангелий. Перед ним традиционно следуют Евангелия от Матфея и Марка, за ним — Евангелие от Иоанна. Автором считается апостол Лука. Основная тема Евангелия — жизнь и проповедь Иисуса Христа, Сына Божия. Евангелие написано для христиан из язычников и обращено к Феофилу, христианину, обращенному из язычников, и, в его лице, к новым христианским общинам, основанным св. Павлом. Жизнь Христа у Луки излагается преимущественно с исторической стороны, рассказ отличается обстоятельностью и подробностью, приводится большое количество притч Христа. По объему Евангелие от Луки — длиннейшая книга Нового Завета. Евангелие начинается с описания наиболее ранних событий в хронологическом плане, а именно с благовестия Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его грядущем рождении. Евангелие состоит из двадцати четырех глав и заканчивается повествованием о вознесении Иисуса Христа на небо.

Отсылки к Евангелию от Луки можно встретить в нескольких произведениях Михаила Булгакова — романе «Белая гвардия»», пьесах «Бег» и «Александр Пушкин».

В самом начале романа «Белая гвардия» упоминается планета Венера, названная пастушеской. Это может интерпретироваться как путеводная звезда (пастух — пастырь).

...Явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

Евангелие от Луки (2:13—15)

* * *

Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Роман «Белая гвардия»

В одной из сцен пьесы «Бег» генерал Хлудов произносит слова из Евангелия от Луки.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром.

Евангелие от Луки (2:29)

* * *

Главнокомандующий. Владыко, помолитесь!

Африкан становится перед иконою на колени и беззвучно молится.

(Вынимает конверт, подает Хлудову.) Я сейчас уезжаю в Севастополь. Прошу немедленно вскрыть.

Хлудов. А, уже готово? Это хорошо. Ныне отпущаеши раба твоего, владыко? Слушаю. (Кричит.) Поезд!

Пьеса «Бег»

В романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» во сне Василия Лисовича в его огород врываются поросята, затем превращающиеся в страшных зверей с огромными клыками. Возможно, здесь варьируется евангельский мотив о бесах, вселившихся в стадо свиней.

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Евангелие от Луки (8:32—33)

* * *

Во сне сомнительное, зыбкое счастье наплывало на Василису. Будто бы лето, и вот Василиса купил огород. Моментально выросли на нем овощи. Грядки покрылись веселыми завитками, и зелеными шишами в них выглядывали огурцы. Василиса в парусиновых брюках стоял и глядел на милое, заходящее солнышко, почесывая живот... <...>

И вот в этот хороший миг какие-то розовые, круглые поросята влетели в огород и тотчас пятачковыми своими мордами взрыли грядки. Фонтанами полетела земля. Василиса подхватил с земли палку и собирался гнать поросят, но тут же выяснилось, что поросята страшные — у них острые клыки. Они стали наскакивать на Василису, причем подпрыгивали на аршин от земли, потому что внутри у них были пружины.

Роман «Белая гвардия»

В пьесе «Бег» в словах архиепископа симферопольского и карасубазарского Африкана о разделении и разорении царства явная отсылка к Евангелию от Луки.

...Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падает.

Евангелие от Луки (11:17)

* * *

Африкан. Господи, воззри на них, просвети и укрепи. Аще царство разделится, вскоре разорится!

Пьеса «Бег»

В словах Кукольника из пьесы «Александр Пушкин» легко угадывается евангельская притча о бесплодной смоковнице.

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

Евангелие от Луки (13:6—9)

* * *

Бенедиктов. Из чего ты так кипятишься, Нестор? Кукольник. Потому что душа моя не принимает несправедливости! У Пушкина было дарованье, это бесспорно. Неглубокое, поверхностное, но было дарованье. Но он растратил, разменял его! Он угасил свой малый светильник... он стал бесплоден, как смоковница... И ничего не сочинит, кроме сих позорных строк! Единственное, что он сохранил, это самонадеянность! И какой надменный тон, какая резкость в суждениях! Мне жаль его.

Пьеса «Александр Пушкин»

Жерар Жоллен. Притча о бесплодной смоковнице