Вернуться к Религия и мифология в произведениях Булгакова

Древнегреческий бог Момус (Мом)

Ржавый замок запел, осыпался на братьев пласт, поволокли дрова. К девяти часам вечера к изразцам Саардама нельзя было притронуться.

Замечательная печь на своей ослепительной поверхности несла следующие исторические записи и рисунки, сделанные в разное время восемнадцатого года рукою Николки тушью и полные самого глубокого смысла и значения:

Если тебе скажут, что союзники спешат к нам
на выручку, — не верь. Союзники — сволочи...

Он сочувствует большевикам.

Рисунок: рожа Момуса.

Подпись:

«Улан Леонид Юрьевич».

Роман «Белая гвардия»

Во второй главе романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» описывается голландская печка в квартире Турбиных. Ее белая поверхность была покрыта разными надписями и рисунками. В том числе был нарисован древнегреческий бог насмешки и злословия Мом (Момус). В древнегреческой мифологии это сын Никты и Эреба, брат Гипноса, бог насмешек, обвинений, издевательств, презрения, жалоб и резкой критики. За насмешки над богами Момус в конце концов был изгнан из общества богов на горе Олимп. Его имя связано с μομφή, что означает «вина», «поношение» или «бесчестие». Сын богини ночи Нюкты и Эреба, брат Гипноса. Гесиод сказал, что Момус был сыном Ночи (Никт) и близнецом богини страданий Ойзис. В эпосе о Киприи 8-го века до н.э. Момусу приписывали разжигание Троянской войны с целью сокращения численности населения. Софокл написал сатирическую пьесу под названием Момус, ныне почти полностью утраченную. Бог Мом фигурирует в двух баснях Эзопа. Водной из них говорится, что Мом даже в прекрасной Афродите нашел недостаток, сказав, что ее сандалии скрипят.

Басня «Зевс, Прометей, Афина и Мом»

Зевс сотворил быка, Прометей — человека, Афина — дом, и выбрали они в судьи Мома. Позавидовал Мом их творениям и начал говорить: Зевс сделал оплошность, что у быка глаза не на рогах и он не видит, куда бодает; Прометей — что у человека сердце не снаружи и нельзя сразу отличить дурного человека и увидеть, что у кого на душе; Афине же следовало снабдить дом колесами, чтобы легче было переехать, если рядом поселится дурной сосед. Разгневался Зевс за такую клевету и выгнал Мома с Олимпа.

Слово «Момус» стало синонимом слова «придираться» и поговорки о том, что если даже он не может что-то критиковать, то это признак совершенства. Таким образом, стихотворение в греческой антологии «Замечания о статуях» Праксителя, в котором «сам Момус воскликнет: "Отец Зевс, это было совершенное мастерство"».

В социальной комедии 2-го века Лукиана «Боги на совете» Момус играет ведущую роль в дискуссии о том, как очистить Олимп от чужеземных богов и варварских полубогов, которые понижают его божественный тон.

Писатель эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти написал политический труд «Момус, или принц» (1446), который продолжил историю бога после его изгнания на землю. Поскольку его постоянная критика богов дестабилизировала божественный истеблишмент, Юпитер привязал его к скале и кастрировал. Однако позже, соскучившись по его откровенности, Юпитер разыскал рукопись, оставленную Момусом, в которой описывалось, как можно управлять страной со строго регламентированной справедливостью.

В начале 16 века Эразм также представил Момуса как сторонника законной критики властей. Допустим, что бог был «не так популярен, как другие, потому что мало кто свободно допускает критику, но я осмелюсь сказать, что из всей толпы богов, воспетых поэтами, ни один не был более полезным». Философский трактат Джордано Бруно «Изгнание торжествующего зверя» (1584) также отсылает к примеру Лукиана. Момус там играет неотъемлемую роль в серии диалогов, проводимых олимпийскими божествами и рассказчиками Бруно, в то время как Юпитер стремится очистить вселенную от зла.

Английские писатели 17-го века представили фигуру Момуса в более мягком духе, как в маскараде «Coelum Britannicum» Томаса Кэрью (1634), которую разыгрывали перед королем Карлом I и его двором. В этом маскараде Момус и Меркурий разрабатывают план реформирования «Звездной палаты» Небес. «Светская маска» Джона Драйдена (1700) высмеивает современное общество через посредство классических божеств, при этом Момус играет ведущую роль в саркастическом осуждении видов спорта, представленных Дианой (охота), Марсом (война) и Венерой (любовь), поскольку «Лучше смеяться, чем плакать».

В других странах Европы Момус постепенно смягчался, превращаясь в фигуру беззаботной и сентиментальной комедии, эквивалент Арлекина во французской и итальянской Комедии дель Арте. В типичной постановке он борется за любовные благосклонности нимфы в балете-опере Анри Демаре «Любовь Момуса» (1695).

К этому периоду Момус был покровителем юмористической сатиры, сотрудничая с персонажами комедии и трагедии. В таком виде он появился в окружении этих женских фигур на фронтисписе перед красавицами английской сцены (1737), в то время как в «Фигурах легендарных богов» Леонарда Дефрэйна (1820) он является партнером Комуса, бога карнавала, и Фемиды, покровительницы собраний. Из-за связи с Арлекином и как персонаж, способный с юмором рассказывать домашнюю правду, Момус теперь занял место Шута во французской карточной колоде Minchiate.

Момус (Мом)

Шут (Momus), изображенный на игральной карте 18 века