Вернуться к Музыка в произведениях Булгакова

Венгерская рапсодия № 2 Ференца Листа

Звонок протрещал в передней высоко и в сердце Николки. В гостиной оборвалась на клавишах фриска из 2-й рапсодии под пальцами Елены.

Пьеса «Белая гвардия» (ранняя редакция, 19-я и 20-я главы романа)

* * *

Зоя. Ну, будет. К стороне. Дорогой мой, до свиданья. До свиданья. Мне нужно одеваться. Марш. Марш.

Рояль где-то отдаленно и бравурно играет Вторую рапсодию Листа.

Аллилуя. До свиданья. Только уж вы сегодня решите, кем самоуплотнитесь, я зайду попозже. (Идет к двери.)

Зоя. Ладно.

Пьеса «Зойкина квартира»

* * *

Голубков. Брось, Чарнота! Умоляю...

Чарнота. Будь добр, займись каким-нибудь делом... Альбом посмотри, что ли... (Корзухину.) Наличные.

Корзухин. Сейчас. (Прикасается к несгораемому шкафу ключом.)

Колокола в шкафу внезапно играют из 2-й Венгерской рапсодии Листа. Звонок в передней. Свет гаснет. Полная тьма. Свет возвращается. Из передней появляется Антуан с пистолетом в руке.

Голубков. Что такое?..

Корзухин. Это сигнализация. Антуан, вы свободны, это я открывал.

Пьеса «Бег» (первая редакция)

Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор — вторая и самая известная из «Венгерских рапсодий» (цикл из 19 произведений) венгерского композитора Ференца Листа (1811—1886). Ференц Лист Был одним из величайших пианистов XIX века и одним из ярчайших представителей музыкального романтизма. Он является основоположником Веймарской школы в музыке.

Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Играет Глеб Аксельрод. Запись 1964 года

Венгерская рапсодия № 2 была написана в 1847 году и посвящена венгерскому политику графу Ласло Телеки. Впервые опубликована (в форме фортепианного соло) в 1851 году. Оркестровая версия создана в 1857—1860 годах в сотрудничестве с Францем Доплером и опубликована в 1874—75 годах. В дополнение к оркестровой версии в 1874 году композитор аранжировал версию для фортепианного дуэта; она была опубликована спустя год.

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.

Венгерская рапсодия № 2 состоит из двух выраженных частей, соответствующих структуре чардаша. Первая, медленная часть, лашшу, начинается со вводящего слушателя в красочный мир картин народной жизни вступления в до-диез мажоре, но быстро переходит в основную тональность до-диез минор. Вторая, быстрая часть (фриш) начинается аккордами фа-диез мажора, но с доминантой до-диез минор, перекликающейся с основной темой лашшу. Каждый раз при приближении фа-диез мажорной темы фриша темп произведения увеличивается, а фактура произведения усложняется.

Оригинальная оркестровая аранжировка Листа и Доплера включает в себя партии духовых (пикколо, две флейты, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, три тромбона и др.), ударных и струнных инструментов в тональности до-диез минор.