Вернуться к Мировая литература в произведениях Булгакова

Трагикомедия «Кокетка» Мари-Катрин-Ортанс Дежарден

Театральные дела тем временем шли своим порядком. В июне по приказу короля в Версале играли пьесу «Кокетка», написанную женщиной-драматургом, мадемуазель де Жарден. Пьеса была разыграна в открытом театре в саду, причем актеров поразило необыкновенное количество апельсиновых деревьев, которыми был украшен театр.

Роман «Жизнь господина де Мольера»

В романе Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера» упоминается трагикомедия «Кокетка», написанная в 1665 году французской писательницей и драматургом Мари-Катрин-Ортанс Дежарден, известной под фамилией Вильдьо (ок. 1640—1683). Ее наиболее значительный вклад во французскую литературу XVII века — дальнейшее развитие жанра исторического романа.

Мари-Катрин де Вильдье родилась в дворянской семье примерно в 1640 году в Алансоне или Париже, умерла 20 октября 1683 года в Сен-Реми-дю-Плен (Иль-и-Вилен, Бретань). Она была второй дочерью Гийома Дежардена и Катрин Ферран. Ее родители были женаты с 1637 года, а ее мать служила горничной у жены герцога Анри де Роган-Монбазон. Ее родители разошлись, когда она была еще совсем маленькой, что дало ей независимость и свободу, которые были довольно редкими для того времени. Она жила в Париже, с детства тренировала свой ум, писала стихи. Ею восхищались в парижских салонах, где она получила надежную защиту (Анн-Мария-Луиза д'Орлеан, Мария де Немур, герцог Сен-Эньян…).

В восемнадцать лет Мария-Катрин встретила Антуана де Бёссе, сьера де Вильдье, сына известного музыканта короля Людовика XIII. Для нее эти отношения, вероятно, послужили толчком к написанию сонета «Жуссанс» (1659 г.), который принес ей первую литературную славу и появился в парижском журнале. Однако это также было раскритиковано как скандально эротичное для женщины: «Я умираю в объятиях моего верного возлюбленного / И именно в этой смерти я нахожу жизнь». В 1662 году Дежарден успешно опубликовала сборник своих стихотворений. Через три года после торжественного брачного обещания, подписанного в Провансе перед священником и нотариусом, 21 июня 1664 года, они окончательно разошлись. Летом 1667 года Антуан погиб при осаде Лилля, а их любовная переписка была опубликована без ее согласия книготорговцем-издателем Клодом Барбином. Благодаря этому единственному обещанию Мари-Катрин могла называться «де Вильдье» и официально считаться, с одобрения его родственников, его вдовой.

Мария-Катрин Дежарден поставила на сцене три пьесы: трагикомедию «Манлий Торкват», успешно исполненную актерами Бургундского отеля в 1662 году и вызвавшую ссору между Донно де Визе и аббатом д'Обиньяк по поводу исторической достоверности пьесы; трагедия «Нитетис», исполненная на 27 апреля 1663 года; и трагикомедия «Кокетка», поставленная 25 апреля 1665 года Мольером на сцене Пале-Рояль, а затем в Версале вечером 13 июня перед королевской семьей и их гостями. Несмотря на теплый прием этой пьесы, Мари-Катрин Дежарден оставила свою деятельность драматурга, чтобы заняться написанием романов.

Успехи следуют один за другим за счет напряженного труда: с 1669 по 1675 год, испытывая серьезные финансовые трудности, романист никогда не прекращал писать и публиковать. Она написала романы «Карменте, греческая история», «Анаксандра», художественную автобиографию «Воспоминания о жизни Генриетты-Сильви де Мольер» (1672—1674), в которой умело сочетала реальные события своей жизни с вымышленными приключениями. В нем она изобразила независимую, нонконформистскую девушку из современной Франции, которая наконец-то находит любовь в браке. По мнению современных литературных критиков, этими произведениями она создала новый жанр французского романа — «галантный роман».

На пике своей литературной славы Вильдье удалилась в монастырь в 1672 году, который она покинула в следующем году, после чего вернулась в Париж. Теперь она вернулась к своей литературной деятельности, но не так интенсивно, как в период с 1669 по 1672 год. Последним произведением, опубликованным перед ее смертью, был сборник рассказов (1675), получивший высокую оценку современных литературных критиков. В 1676 году Людовику XIV, наконец, была выплачена давно обещанная ей пенсия. Этим он официально признал ее вклад во французскую литературу. Последние три года своей жизни она провела с сыном, матерью, сестрой и братом в фамильном имении Клинчемор, где она умерла 20 октября 1683 года в возрасте около 43 лет.

Мария-Катрин Дежарден