Вернуться к Мировая литература в произведениях Булгакова

Роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» Д.С. Мережковского

Маргарита <...> увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки. <...> Нахохотавшись, Маргарита выскочила из халата одним прыжком и широко зачерпнула легкий жирный крем и сильными мазками начала втирать его в кожу тела. Оно сейчас же порозовело и загорелось. Затем мгновенно, как будто из мозга выхватили иголку, утих висок, нывший весь вечер после свидания в Александровском саду, мускулы рук и ног окрепли, а затем тело Маргариты потеряло вес.

Роман «Мастер и Маргарита»

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть эпизод, в котором Маргарита намазывает тело волшебной мазью, пахнущей болотными травами, после чего становится невесомой. Этот момент напоминает эпизод из романа русского писателя Дмитрия Сергеевича Мережковского (1866—1941) «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». В этом романе девушка по имени Кассандра впервые отправляется на шабаш с помощью старой ведьмы Сидонии. При этом стать ведьмой ей помогает волшебная мазь.

...Сидония разделась донага, поставила горшок между корытами, села в одно из них верхом на помело и стала натирать себя по всему телу жирною, зеленоватою мазью из горшка. Пронзительный запах наполнил горницу. <...> Жадно вдыхала Кассандра крепкий запах волшебного зелья. Кожа на теле горела, голова кружилась. Сладостный холод пробегал по спине. Красные и зеленые круги, сливаясь, поплыли перед глазами, и, как будто издалека, вдруг донесся пронзительный, торжествующий крик моны Сидонии:

— Гарр! Гарр! Снизу вверх, не задевая! <...>

Из трубы очага вылетела Кассандра, сидя верхом на черном козле с мягкою шерстью, приятною для голых ног. Восторг наполнял ее душу, и, задыхаясь, она кричала, визжала, как ласточка, утопающая в небе:

— Гарр! Гарр! Снизу вверх, не задевая! Летим! Летим!

Роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»

В романе Мережковского одна из попутчиц ведьмы Кассандры — «молодая, голая, рыжая ведьма-людоедка на хрюкающем борове». Такая же попутчица появляется и булгаковской Маргариты во время ее полета над Москвой.

Тяжкий шум вспарываемого воздуха послышался сзади и стал настигать Маргариту. Постепенно к этому шуму чего-то летящего, как снаряд, присоединился слышный на много верст женский хохот. Маргарита оглянулась и увидела, что ее догоняет какой-то сложный темный предмет. <...> Замедляя ход, Маргариту догнала Наташа.

Она, совершенно нагая, с летящими по воздуху растрепанными волосами, летела верхом на толстом борове, зажимавшим в передних копытцах портфель, а задними ожесточенно молотящим воздух.

Роман «Мастер и Маргарита»

В романе «Мастер и Маргарита» есть еще реминисценция из романа Мережковского. Так во время бала Маргарите предлагают выпить кровь убитого барона Майгеля, говоря при этом, что кровь уже превратилась в вино.

У Маргариты закружилась голова, ее шатнуло, но чаша оказалась уже у ее губ, и чьи-то голоса, а чьи — она не разобрала, шепнули в оба уха:

— Не бойтесь, королева... Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья.

Роман «Мастер и Маргарита»

В романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» ставшая ведьмой Кассандра говорит Джиованни:

— Не бойся, <...> здесь нет запретных чар. Это вино непорочно и свято: оно из лоз, растущих на холмах Назарета. Это — чистейшая кровь Диониса-Галилеянина.

Роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»

«Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» — историософский роман Дмитрия Мережковского о Леонардо да Винчи. Впервые напечатан журналом «Мир Божий» в 1900 году, отдельным изданием вышел в 1901 году. Стал второй частью трилогии «Христос и Антихрист» (1895—1907). Будучи идейно связан с первой и третьей книгами и развивающий идею автора о «движении истории как борьбы религии духа и религии плоти», роман обладает полной смысловой самостоятельностью и законченностью сюжета, в центре которого — жизнь итальянского гуманиста эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519).

Дмитрий Сергеевич Мережковский