Вернуться к Мировая литература в произведениях Булгакова

Роман «Человек-невидимка» Герберта Уэллса

За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы...

Роман «Мастер и Маргарита»

* * *

...На пороге гостиной, выкрикивая бессвязные объяснения, стояла фигура, похожая на человека вплоть до воротника пальто, а выше не было ничего. Решительно ничего!

Роман «Человек-невидимка»

В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова есть эпизод с невидимым чиновником. Таким он стал в результате проделок приближенных Воланда. Описание «пустого костюма» напоминает описание человека-невидимки из романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка».

— Прелесть моя... — начал нежно Коровьев.

— Я не прелесть, — перебила его гражданка.

Роман «Мастер и Маргарита»

* * *

— Послушайте, голубушка... — начал он.

— Я вам не голубушка, — сказала миссис Холл.

Роман «Человек-невидимка»

Диалог Коровьева и девушки-администратора на входе в ресторан Грибоедова напоминает разговор человека-невидимки и хозяйки квартиры, которой он был должен за аренду жилья.

...в Москву пришла телеграмма, извещающая о том, что финдиректор Варьете <...> просит только об одном, чтобы его спрятали в бронированную камеру и приставили к нему вооруженную охрану.

<...>

Варенуха разрыдался и зашептал дрожащим голосом, <...> что он просит, молит, жаждет быть запертым в бронированную камеру.

Роман «Мастер и Маргарита»

* * *

Он заперт в городском полицейском управлении, в самой глухой тюремной камере, какая только там нашлась: сам об этом попросил.

Роман «Человек-невидимка»

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» испуганные сотрудники театра Варьете финансовый директор Римский и администратор Варенуха, столкнувшиеся с нечистой силой, просят спрятать их в бронированных камерах. Так же и бродяга Томас Марвел из романа «Человек-невидимка» Уэллса на время ставший помощником («инструментом») Невидимки, но сбежавший от него, при этом похитив журналы опытов Гриффина, попросил спрятать его в самой «глухой тюремной камере».

...имя профессора Владимира Ипатьевича Персикова оделось туманом и погасло, как погас и самый открытый им в апрельскую ночь красный луч. Луч же этот вновь получить не удалось, хоть иногда изящный джентльмен и ныне ординарный профессор Петр Степанович Иванов и пытался. <...> Как ни просто было сочетание стекол с зеркальными пучками света, его не скомбинировали во второй раз, несмотря на старания Иванова. Очевидно, для этого нужно было что-то особенное, кроме знания, чем обладал в мире только один человек — покойный профессор Владимир Ипатьевич Персиков.

Повесть «Роковые яйца»

* * *

— Сколько тут тайн, — говорит он, — удивительных тайн... Эх, доискаться бы только! Уж я бы не так сделал, как он. Я бы... эх! — он затягивается трубкой.

Тут он погружается в мечту, в неумирающую волшебную мечту его жизни. И, несмотря на все розыски, предпринимаемые неутомимым Кемпом, ни один человек на свете, кроме самого хозяина трактира, не знает, где находятся книги, в которых скрыта тайна невидимости и много других поразительных тайн. И никто этого не узнает до самой его смерти.

Роман «Человек-невидимка»

Возможно, в повести Михаила Булгакова «Роковые яйца» также есть реминисценции из романа Уэллса «Человек-невидимка». Так, после смерти профессора Персикова из «Роковых яиц» профессор Иванов безуспешно пытается расшифровать записи, чтобы открыть тайну красных лучей. В финале повести «Человек-невидимка» хозяин трактира «Человек-невидимка», у которого находятся книги с записями Гриффина, еженедельно вспоминает о Гриффине, разглядывая его записи. Он сожалеет о скрытых в этих записях тайнах.

«Человек-невидимка» — роман Герберта Уэллса, написанный в 1897 году. В этом романе описывается судьба английского ученого-медика, а впоследствии физика Гриффина, который изобрел аппарат, делающий человека невидимым (и, одновременно с этим, препарат, обесцвечивающий кровь). Правда, для полной невидимости человек должен был быть альбиносом, каковым Гриффин и был. Гриффин не хотел раньше времени обнародовать свое открытие, чтобы позже создать тем большую сенсацию. Однако обстоятельства сложились так, что из-за материальных затруднений он не мог продолжать свою работу. У него появилась идея «исчезнуть» и начать совершенно новую жизнь в качестве невидимки.

Герберт Уэллс