Вернуться к Мировая литература в произведениях Булгакова

Повесть «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» А.В. Чаянова

...ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. <...> Он был в дорогом сером костюме...

Роман «Мастер и Маргарита»

* * *

Ошибиться было невозможно. Это был он! <...> Он, роста скорее высокого, чем низкого, в сером, немного старомодном сюртуке, с седеющими волосами и потухшим взором, все еще устремленным на сцену, сидел направо в нескольких шагах от меня <...> Кругом него не было языков пламени, не пахло серой, все было в нем обыденно и обычно, но эта дьявольская обыденность была насыщена значительным и властвующим.

Повесть «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей»

* * *

— Как я могу отблагодарить тебя, Булгаков! — сказал Петр Петрович, протягивая мне бокал.

Повесть «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей»

Исследователи творчества Михаила Булгакова отмечают, что замысел романа «Мастер и Маргарита» возник под воздействием многих обстоятельств московской жизни и публикаций 1920-х годов, при этом сам Булгаков в рукописи романа обозначил 1928 год как год начала работы над этим произведением. При этом, вторая жена писателя Любовь Евгеньевна Белозерская утверждала, что зарождение замысла о дьяволе, творческий толчок произошел при чтении повести Александра Васильевича Чаянова (1888—1937) «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей».

Книга «Венедиктов или достопамятные события жизни моей. Романтическая повесть, написанная ботаником X, иллюстрированная фито-патологом Y. Москва, V год республики», впервые была издана в Москве в 1921 году. Одно из изданий повести Чаянова (1926) оформляла приятельница Булгакова художница Наталья Ушакова, которая и подарила ее Булгакову. Белозерская вспоминала об этом так: «Н. Ушакова, иллюстрируя книгу, была поражена, что герой, от имени которого ведется рассказ, носит фамилию Булгаков. Не меньше был поражен этим совпадением и Михаил Афанасьевич. Все повествование связано с пребыванием Сатаны в Москве, с борьбой Булгакова за душу любимой женщины, попавшей в подчинение к дьяволу. Повесть А. Чаянова сложна: она изобилует необыкновенными происшествиями. Сатана в Москве. Происходит его встреча с Булгаковым в театре Медокса. <...> С полной уверенностью я говорю, что небольшая повесть эта послужила зарождением замысла, творческим толчком для написания романа «Мастер и Маргарита».

Александр Васильевич Чаянов