Вернуться к Мировая литература в произведениях Булгакова

Памфлет «Эломир-ипохондрик» Ле Буланже де Шалюссе

В этом же году появился в печати знаменитый пасквиль на Мольера под названием «Эломир-Ипохондрик». Автором этого произведения был ле Буланже де Шалюссе. В «Эломире» была разобрана и оплевана вся жизнь и деятельность Мольера. Самое слово «ипохондрик» в заглавии показывает, насколько автор ненавидел Мольера, а содержание свидетельствует, что многие факты из жизни Мольера ему известны точно. Мольер, конечно, ознакомился с этим произведением, но ничего и нигде не отвечал его автору.

Роман «Жизнь господина де Мольера»

* * *

На удивленье всему миру,
В Бурбон вселили Эломира.

Пасквиль «Эломир-ипохондрик», 1670 г.

Роман «Жизнь господина де Мольера»

В романе Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера» упоминается пасквиль «Эломир-ипохондрик», написанный в начале 1670 года неким литератором Ле Буланже де Шалюссе (годы жизни неизвестны). Это комедия в пяти актах под названием «Эломир-ипохондрик, или Отмщенные врачи». «Эломир» — это анаграмма от «Мольер». «Да, это он, я узнал его по кашлю», — сказано в тексте. В пьесе выводятся самые неприятные черты Мольера: он тревожится о своем здоровье, с актерами ведет себя злобно и самовластно. Там было столько подлинных фактов, что Мольер добился ее запрета и потребовал изъятия всех экземпляров. Он выиграл дело, второй пьесы, обещанной Ле Буланже де Шалюссе, так и не последовало.

Вполне вероятно, что автор комедии «Эломир-ипохондрик» был хорошо знаком с жизнью Мольера. в комедии сообщаются важные подробности о юности Мольера и его учебе:

У Скарамуша он бывает всякий день.
Всё повторить за ним то эдак, то иначе
У зеркала спешит, и гогоча, и плача,
Проделывая все гримасы раз до ста,
Великий ученик великого шута.

Комедия «Эломир-ипохондрик»

В 1640 году не существует Консерватории драматического искусства, где будущий актер мог бы изучать сценическую технику и с самого начала выбрать амплуа, соответствующее его данным. На фронтисписе памфлета Ле Буланже де Шалюссе изображен юный Мольер с зеркалом в руке, усердно копирующий мимику Фиорилли (по прозвищу Скарамуш). А Скарамуш грозит ученику чем-то вроде многохвостой плетки. Вполне возможно, что Мольер, сгорая желанием оказаться на подмостках и, вероятно, отвергнутый профессиональными труппами, взял несколько уроков у знаменитого итальянца.