Вернуться к Мировая литература в произведениях Булгакова

Комедия «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка

После того, как я убедился, что «Гугеноты» и «Риголетто» перестали меня развлекать, я резко кинулся на левый фронт. Причиной этому был И. Эренбург, написавший книгу «А все-таки она вертится», и двое длинноволосых московских футуристов, которые, появляясь ко мне ежедневно в течение недели, за вечерним чаем ругали меня «мещанином».

Неприятно, когда это слово тычут в глаза, и я пошел, будь они прокляты! Пошел в театр Гитис на «Великодушного рогоносца» в постановке Мейерхольда.

<...>

В общипанном, ободранном, сквозняковом театре вместо сцены — дыра (занавеса, конечно, нету и следа). В глубине — голая кирпичная стена с двумя гробовыми окнами.

А перед стеной сооружение. По сравнению с ним проект Татлина может считаться образцом ясности и простоты. Какие-то клетки, наклонные плоскости, палки, дверки и колеса. И на колесах буквы кверху ногами «с ч» и «т е». Театральные плотники, как дома, ходят взад и вперед, и долго нельзя понять, началось уже действие или еще нет.

Когда же оно начинается (узнаешь об этом потому, что все-таки вспыхивает откуда-то сбоку свет на сцене), появляются синие люди (актеры и актрисы все в синем. Театральные критики называют это прозодеждой. Послал бы я их на завод денька хоть на два! Узнали бы они, что такое прозодежда!).

Действие: женщина, подобрав синюю юбку, съезжает с наклонной плоскости на том, на чем и женщины и мужчины сидят. Женщина мужчине чистит зад платяной щеткой. Женщина на плечах у мужчин ездит, прикрывая стыдливо ноги прозодеждной юбкой.

— Это биомеханика, — пояснил мне приятель. Биомеханика!! Беспомощность этих синих биомехаников, в свое время учившихся произносить слащавые монологи, вне конкуренции. И это, заметьте, в двух шагах от Никитского цирка, где клоун Лазаренко ошеломляет чудовищными трюками!

Кого-то вертящейся дверью колотят уныло и настойчиво опять по тому же самому месту. В зале настроение, как на кладбище у могилы любимой жены. Колеса вертятся и скрипят.

После первого акта капельдинер:

— Не понравилось у нас, господин?

Очерк «Столица в блокноте»

В очерке Михаила Булгакова «Столица в блокноте» (1922) упоминается комедия «Великодушный рогоносец» бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка (1886—1970) в постановке Мейерхольда. Сюжет представляет собою пикантную историю о поэте Брюно, мучимом беспричинной ревностью к своей жене Стелле. В конце концов он заявляет жене, что успокоится лишь тогда, когда все мужчины села, от пятнадцати до шестидесяти лет, пройдут через ее постель. Тогда, полагал Брюно, он сможет узнать настоящего соперника, который не придет. Жалея мужа, Стелла какое-то время нехотя повинуется ему, но в итоге сбегает с волопасом Луи.

Пьеса «Великолепный рогоносец» была написана в 1921 году. В первом русском переводе Ивана Аксенова пьеса называлась «Великодушный рогоносец» и впервые была поставлена в России в 1922 году Вс. Мейерхольдом в Театре Актера. Этот французский фарс бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка режиссер подготовил с учениками в классах «вольных мастерских». Спектакль оказался выдающимся в истории русского театра и театра вообще. Брюно в этой постановке играл Игорь Ильинский, Стеллу — Мария Бабанова. Этот спектакль стал законченным и художественно совершенным произведением конструктивизма в искусстве драматического театра. В вечер первого представления «Великодушного рогоносца» москвичи, заполнившие зал театра, увидели на совершенно обнаженной сцене без занавеса, задников, порталов и рампы странного вида деревянный станок-конструкцию. Эти трансформирующиеся декорации выполнила художница-авангардистка Любовь Попова. Станок сам по себе не изображал ничего. Он служил только опорой, прибором для игры актеров — нечто вроде сложной комбинации из трамплинов, трапеций и гимнастических станков. Молодые, ловкие актеры, без грима, в синих рабочих комбинезонах, одинаковых для мужчин и женщин, в течение трех часов развертывали перед зрителями с виртуозной легкостью феерическую симфонию движений.

«Мы хотели этим спектаклем, — говорил Мейерхольд, — заложить основание для нового вида театрального действия, не требующего ни иллюзорных декораций, ни словного реквизита, обходящегося простейшими подручными предметами и переходящего из зрелища, разыгрываемого специалистами, в свободную игру трудящимися во время отдыха».

Критик В.И. Блюм характеризовал эту работу Мейерхольда как академическую. «Этот спектакль был сплошным праздником высокой актерской техники, которая совершенно стихийно, как «своенравный чародей», захватила и покоряла. Это и есть настоящий академизм без всяких кавычек».

Модель башни Татлина, 1919 г.

Комедия «Великодушный рогоносец» в постановке Вс. Мейерхольда (1922)

Комедия «Великодушный рогоносец» в постановке Вс. Мейерхольда (1922)

Комедия «Великодушный рогоносец» в постановке Вс. Мейерхольда (1922)

Комедия «Великодушный рогоносец» в постановке Вс. Мейерхольда (1922)

Комедия «Великодушный рогоносец» в постановке Вс. Мейерхольда (1922)

Комедия «Великодушный рогоносец» в постановке Вс. Мейерхольда (1922)