Вернуться к Мировая литература в произведениях Булгакова

Комедия «Господин де Пурсоньяк» Жана Батиста Мольера

Осенью 1669 года Людовик велел устроить празднества в Шамборе, и для этих празднеств де Мольер сочинил фарс-балет под названием «Господин де Пурсоньяк». Речь шла о лиможском дворянине Пурсоньяке, который, приехавши в Париж, был высмеян и одурачен парижанами. Парижане говорили, и, по-видимому, с полным основанием, что оригинал, давший повод изобразить на сцене Пурсоньяка, находился в то время в Париже. Некий лиможец, приехав в столицу, попал в Пале-Рояль на представление и, сидя на сцене, повел себя безобразно. Почему-то он поссорился с актерами и грубейшим образом их обругал, за что Мольер и вывел его на всеобщее посмешище. Говорили, будто бы провинциальный гость, посмотрев «Пурсоньяка», узнал себя и расстроился настолько, что хотел подавать на Мольера в суд, но почему-то не подал.

<...>

Фарс, по общему мнению, вышел у Мольера поверхностным и грубоватым, но смешным. Роль Пурсоньяка играл сам Мольер, а Юбер — смешную женскую роль Люсетты-гасконки. Фарс был сыгран впервые 6 октября 1669 года в Шамборе для короля, а затем перенесен на пале-рояльскую сцену, где пользовался прекрасным успехом.

Роман «Жизнь господина де Мольера»

* * *

— Однако меня удивляет, что в этой стране совершенно не соблюдают нормы судопроизводства.

— Да, я вам уже докладывал, что здесь начинают с того, что повесят человека, а потом уже разбирают его дело!

Роман «Жизнь господина де Мольера»

* * *

Господин де Пурсоньяк. Меня удивляет, что у вас совершенно не соблюдаются судебные формальности.

Сбригани. Я уже вам говорил: здесь человека сначала вешают, а судят потом.

Комедия «Господин де Пурсоньяк»

В романе Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера» описывается история создания комедии Мольера «Господин де Пурсоньяк». Цитата из этой комедии является эпиграфом к одной из глав романа о Мольере. Комедия-балет в трех актах «Господин де Пурсоньяк» (фр. Monsieur de Pourceaugnac) на музыку Ж.Б. Люлли была написана в 1669 году по заказу короля Людовика XIV. Она сочинена по мотивам комедии из репертуара комедии дель арте «Несчастья Пульчинеллы». Впервые представлена 6 октября 1669 года в замке Шамбор. Парижская премьера состоялась в театре Пале-Рояль 15 ноября того же года. в России впервые поставлена в московском Малом театре в 1867 году.

Интрига основывается на сатирических приключениях глупого провинциала в Париже. Образ лиможского дворянина взят Мольером из жизни: во время одного из спектаклей некий лиможец безобразно повел себя во время спектакля, поссорился с актерами и грубейшим образом их обругал. Представление в Шамборе разыгрывалось в лестничном фойе, где декорациями было обозначено только два дома и задник с нарисованным городом, на сцене не было даже ни одного предмета мебели. Заглавную роль должен был играть сам Мольер, но он заболел, и на премьере Пурсоньяка играл Люлли.

Действующие лица

  • Господин де Пурсоньяк, дворянин из Лиможа
  • Оронт, парижанин
  • Юлия, дочь Оронта
  • Эраст, влюбленный в Юлию
  • Нерина, интриганка, выдает себя за уроженку Пикардии
  • Люсетта, выдает себя за уроженку Гаскони
  • Сбригани, неаполитанец
  • Первый доктор
  • Второй доктор
  • Аптекарь
  • Крестьянин и Крестьянка
  • Два солдата швейцарской гвардии
  • Полицейский
  • Два стрелка
  • Лакеи
  • Дети
  • Два певца и певица
  • Два доктора
  • Два адвоката
  • Два прокурора
  • Два сержанта
  • Два балетмейстера
  • Два пажа
  • Четверо любопытных
  • Цыганка и цыган
  • Два солдата швейцарской гвардии
  • Маски
  • Музыканты и танцоры

Сюжет

Действие происходит в Париже. Эраст и Юлия любят друг друга, но Оронт, отец Юлии, хочет выдать ее замуж за господина де Пурсоньяка, лиможского дворянина. Сбригани обещает помочь влюбленным. Он встречает Пурсоньяка и препоручает его в руки докторов, объявив его сумасшедшим. Два доктора начинают лечение Пурсоньяка, тот пытается убежать, но доктора и шуты с огромными клистерами бегут за ним.

Сбригани, переодевшись фламандцем, встречается с Оронтом и рассказывает ему о якобы огромных долгах Пурсоньяка, а потом, наедине с Пурсоньяком, предупрежает его о мнимой нескромности его будущей невесты. Оронт и Пурсоньяк набрасываются друг на друга со взаимными обвинениями. Юлия разыгрывает страстную любовь к Пурсоньяку, но разъяренный отец прогоняет ее. Неожиданно появляется Нерина и кричит, что Пурсоньяк женился на ней, а потом бросил с маленькими детьми. Люсетта говорит то же самое. С криками «Папа! Папа!» прибегают дети. Пурсоньяк не знает, куда деваться. Он идет за помощью к юристам. Адвокаты и прокуроры обвиняют его в многоженстве и считают, что его нужно повесить. Пурсоньяк прогоняет их палкой.

Скрываясь от петли, Пурсоньяк переодевается в женское платье. К нему начинают приставать два солдата-швейцарца. На помощь приходит полицейский. Сбригани прибегает к Оронту с известием о том, что его дочь сбежала вместе с Пурсоньяком. Эраст является перед Орантом и рассказывает, как спас Юлию. В награду за это, Оронт отдает ее Эрасту в жены.

Жан Батист Мольер