Вернуться к Круг общения

Владимир Владимирович Маяковский

Писатель Михаил Булгаков и поэт Владимир Маяковский были хорошо знакомы, но друзьями их назвать сложно. Сложно представить двух более разных авторов, они кардинально отличались и в литературном плане, и в идеологическом. Неудивительно, что напряженные отношения у них возникли еще до того, как они встретились лицом к лицу. Каждый из них отдавал должное чувству юмора другого и признавал его талант, но их всегда разделяла некая незримая баррикада. При встречах оба писателя общались исключительно корректно и даже могли сыграть партию в бильярд где-нибудь в Доме литераторов, но в своих произведениях не упускали случая съязвить в адрес соперника. Маяковский в пьесе «Клоп» внес Булгакова в Словарь умерших слов светлого коммунистического будущего, а Булгаков образом поэта Рюхина в «Мастере и Маргарите» сказал все, что думал о Маяковском.

Впервые Булгаков и Маяковский встретились в середине 1920-х годов. Об этой встрече вспоминает Валентин Катаев: «"Красный перец" помещался тогда в подвале на Б. Дмитровской, против ломбарда, там собирались великолепные художники и писатели-юмористы. Я туда привел Маяковского. И состоялась встреча Булгакова с Маяковским. Маяковскому не нравились вещи Булгакова. Он ругал "Дни Турбиных", хотя тогда еще их не видел. Маяковский посмотрел на Булгакова ершисто. А Булгаков страшно любил новых людей. Маяковского он тоже не очень признавал, но ценил, чувствуя в нем большого писателя, понимал его политический и общественный масштаб. Маяковский спросил у Булгакова: "Что вы сейчас пишете?" Булгаков оживился: "Я пишу сатирический роман, и, вы знаете, там у меня есть профессор, а я не знаю, какую ему дать фамилию. Должно быть видно, что это советский профессор, но фамилия должна быть смешная. Может быть, вы мне посоветуете?" И Маяковский сразу же сказал: "Тимирзяев". Булгаков страшно хохотал. Юмор сблизил Маяковского и Булгакова. Они очень мило беседовали. Но все-таки они тогда стояли по разную сторону театральных течений. Маяковский — это Мейерхольд, а Булгаков — Станиславский».

Друг Булгакова Сергей Ермолинский вспоминает: «Если в бильярдной находился в это время Маяковский и Булгаков направлялся туда, за ними устремлялись любопытные. Еще бы — Булгаков и Маяковский! Того гляди разразится скандал.

Играли сосредоточенно и деловито, каждый старался блеснуть ударом. Маяковский, насколько помню, играл лучше.

— От двух бортов в середину, — говорил Булгаков.

Промах.

— Ну что ж, бывает, — сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбирая удобную позицию. — Разбогатеете окончательно на своих тетях Манях и дядях Ванях, выстроите загородный дом и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.

— Благодарствую. Какой уж там дом!

— А почему бы?

— О Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин.

Маяковский выкатил лошадиный глаз и, зажав папиросу в углу рта, мотнул головой.

— Абсолютно согласен.

Независимо от результатов игры, прощались дружески. И все расходились разочарованные».

О встречах за бильярдным столом в клубе «Кружок» в Старопименовском переулке вспоминает и вторая жена Булгакова Л. Белозерская: «В бильярдной зачастую сражались Булгаков и Маяковский, а я, сидя на возвышении, наблюдала за их игрой и думала, какие они разные. Начать с того, что Михаил Афанасьевич предпочитал "пирамидку", игру более тонкую, а Маяковский тяготел к "американке" и достиг в ней большого мастерства. Думаю, что никакой особой симпатии они друг к другу не питали, но оба держались корректно, если не считать того, что Михаил Афанасьевич терпеть не мог, когда его называли просто по фамилии, опуская имя и отчество. Он считал это неоправданной фамильярностью».

Стоит отметить и то, что между ними было и чисто мужское соперничество — за женщину. У Булгакова и Маяковского была общая подруга, Марика Чимишкян. Так случилось, что сперва она познакомилась с Маяковским. Дело было в столице Грузии. Марика показала поэту город, а потом там же встретила Булгаковых — и им тоже устроила прогулку. Когда она нагрянула в Москву, ее встретили и Булгаков, и Маяковский. Марику едва не разорвали на части. Булгаков успел схватить и унести ее чемодан, зато Маяковский конфисковал у нее билет, чтобы она ненароком не уехала до того, как погуляет и с ним тоже. Но Марика сдружилась с Булгаковыми и их знакомыми, и Маяковский провожал ее в глубоком унынии. Понятно, что любви к Михаилу Афанасьевичу у него после этого не прибавилось.

К 1930 году Булгаков оказался в крайне тяжелом материальном положении. Его произведения не печатали, пьесы запрещались к постановке. Неудивительно, что писателя начали посещать мысли о самоубийстве. У Маяковского тоже дела шли не лучшим образом — его выставку, посвященную юбилею, демонстративно проигнорировали, сатиру поэта начали принимать в штыки. Маяковский застрелился 14 апреля... Его смерть произвела на Булгакова тяжелейшее впечатление. Некоторые исследователи считают, что именно она остановила писателя от рокового шага. Он писал о Маяковском их общей подруге Марике, удивленный и расстроенный. Булгаков задавался вопросами, что стало причиной самоубийства, что могло привести к столь трагическому финалу.

Биография

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) — русский советский поэт. Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. У Маяковского было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949), и два брата: Константин (умер в трехлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер в младенчестве). С 1902 года он учился в гимназии в Кутаиси. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги, в дальнейшем Маяковский всячески избегал мелких острых предметов, дабы не повторить судьбу отца. В 1906 году после смерти отца мать с детьми перебралась в Москву, где Владимир продолжил обучение в гимназии № 5.

В 1908 году Владимир бросил учебу в гимназии, увлекшись подпольной революционной деятельностью. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды был арестован, в 1909 году сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911-го он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Тогда же он примкнул к кубофутуристам, в 1912 году в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу» опубликовал свое первое стихотворение «Ночь». 30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака».

В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я», он был написан от руки, снабжен рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в периодических изданиях. В следующем году написал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль. В январе 1914 года участвовал в Первой олимпиаде российского футуризма в Крыму. В феврале Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах».

В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. С Лилей Брик у него завязался многолетний роман. В 1915—1917 годах Маяковский, по протекции Максима Горького, проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. В 1918 году снимался в трех фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию-буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции.

17 декабря 1918 года поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919—1921), оформляет для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта — «Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909—1919». В 1918—1919 годах выступает в газете «Искусство коммуны». Пропагандирует мировую революцию и революцию духа. В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году — издательство «МАФ» («Московская ассоциация футуристов»), в котором вышло несколько его книг. В 1923 году организовал группу «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), толстый журнал «ЛЕФ», в котором печатались Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, и др.

В 1922—1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и ряд других. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случился краткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция. Вернувшись из-за границы, путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. В 1922—1926 годах поэт активно сотрудничал с «Известиями», в 1926—1929 годах — с «Комсомольской правдой». Печатался в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонек», «Крокодил», «Красная нива» и др.

Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом. Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В начале 1930 года поэт много болел. В феврале 1930 года Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. В литературных кругах циркулировали разговоры о том, что Маяковский «исписался». Поэту отказали в визе для заграничной поездки. 19

У Маяковского, несмотря на то, что он постоянно жил с Бриками в их квартире, было и свое жилье — небольшая комната в коммунальной квартире на Лубянке (ныне это Государственный музей В.В. Маяковского, Лубянский проезд, д. 3/6 стр.  4). Именно в этой квартире утром 14 апреля 1930 года он и застрелился. За два дня до этого он написал предсмертное письмо: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил...». В письме поэт называет Лилю Брик (а также молодую актрису Веронику Полонскую, с которой у него в последние годы был роман), мать и сестер членами своей семьи и просит все стихи и архивы передать Брикам. На похороны Брики успели прибыть, срочно прервав европейское турне; Полонская же не решилась присутствовать. Три дня при нескончаемом людском потоке прощание шло в Доме писателей. К Донскому кладбищу поэта в железном гробу под пение «Интернационала» провожали десятки тысяч поклонников его таланта.

Семья Маяковских, Кутаиси, 1905 год

Маяковский в 1910 году

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

В. Маяковский на встрече с красноармейцами

В.В. Маяковский в 1930 году

В.В. Маяковский на своей выставке «20 лет работы», 1930

Тело В. Маяковского