Вернуться к Круг общения

Николай Эрнестович Радлов

Николай Эрнестович Радлов (1889—1942) — русский и советский художник, искусствовед, педагог. В конце 1920-х годов он и его жена художница Надежда Константиновна Шведе-Радлова (1895—1944) поддерживали хорошие отношения с Булгаковым, часто приезжавшим в Ленинград по делам, вели переписку. В 1928 году Николай Радлов написал портрет Михаила Булгакова. В настоящее время портрет хранится в частной коллекции.

Биография

Николай Эрнестович Радлов родился 10 (22) марта 1889 года в Санкт-Петербурге. Его предки были выходцами из Чехии, из местечка Радло, изображение которой было помещено на их дворянском гербе. Дед Радлова был ученым-филологом, отец руководил Публичной библиотекой. Мать Николая Эрнестовича, урожденная Давыдова, приходилась двоюродной сестрой художнику Врубелю.

После окончания классического отделения средней школы Annenschule с преподаванием на немецком языке Николай поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Не прерывая учебы в университете, поступил в Академию художеств, учился у Д.Н. Кардовского и Е.Е. Лансере. В 1911 году Радлов успешно окончил университет. Еще во время учебы опубликовал свою первую статью об археологических раскопках. Свои теоретические статьи и монографии о художниках Радлов публиковал в журналах «Аполлон», «Мир искусства», «Аргус» начиная с 1912 года. В «Аполлоне» вел рубрику «Художественные вести с Запада». С 1913-го рисовал карикатуры в журнале «Новый Сатирикон», иллюстрировал книги. В 1914 году был издан его очерк о В.А. Серове. В 1916 году вышла иллюстрированная книга «Современная русская графика».

В 1919 году был избран профессором Института истории искусств, основанного в 1912 году графом В.П. Зубовым. В течение ряда лет Радлов был проректором, ученым секретарем института, председателем секции общей теории и методологии искусства, читал лекции и выступал с докладами по западноевропейскому искусству XIX века. В 1921 году Радлов начал преподавать рисование в Академии художеств и в должности профессора работал там с перерывами до своего переезда в Москву в 1937 году. С 1923 года был членом правления издательства «Academia».

В 1920-х Радлов особенно увлекся сатирической графикой. Стал одним из известнейших карикатуристов страны, сотрудничая в юмористических и детских журналах Москвы и Ленинграда («Бегемот», «Смехач», «Еж», «Чиж», «Крокодил», «Литературный Ленинград», «Красная газета», «Мухомор», «Дрезина»). Тогда же выпустил свои самые веселые графические серии: дружеские шаржи на А.Н. Толстого, Д.Д. Шостаковича, В.Э. Мейерхольда, М.С. Шагинян, К.И. Чуковского и прочих деятелей искусства. В 1922—1927 годах входил в состав выставочной группы «Шестнадцать», в 1928—1930 возглавлял созданное на ее основе «Общество живописцев». Его «Рассказы в картинках» о приключениях домашних животных, птиц и зверей с текстами детской писательницы Н.В. Гернет выдержали в период с 1937 по 1986 год семь изданий на русском языке тиражом каждое в несколько сотен тысяч экземпляров и были переведены на ряд иностранных языков. В 1938 году издание на английском языке получило премию на Выставке детской книги в Нью-Йорке.

Художник много работал в области книжной графики: иллюстрировал книги, печатался в сатирических журналах, в газете «Литературный Ленинград» и еженедельнике «Рабочий и театр». Он заведовал художественной частью журнала «Бегемот» и ленинградского отделения издательства «Художественная литература», был заместителем председателя и председателем правления Ленинградского Союза советских художников. В творческом содружестве с писателем Михаилом Зощенко издал сборники юмористических рисунков «Веселые проекты» (1928) и «Счастливые идеи» (1931), оформил несколько сборников его рассказов. С 1937 года профессор Московского художественного института и руководитель графической секции Московского Союза художников.

С началом Великой Отечественной войны был активным участником выпуска «Окон ТАСС». За период с июня 1941 до октября 1942 года, когда вышел его последний плакат, нарисовал их около сорока. В 1942 году коллектив художников-сатириков «Окон ТАСС», в том числе Н.Э. Радлов, были удостоены Сталинской премии второй степени. Работал в журнале «Фронтовой юмор».

Николай Эрнестович Радлов был дважды женат, оба раза на художницах. В 1912 году он женился на на ученице Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств Эльзе Яковлевне Зандер (1888—1924), дочери генерал-майора Якова Яковлевича Зандера. В этом браке родилась дочь Лидия Николаевна (1913—1999). В 1923-м — на Надежде Константиновне Шведе, урожденной Плансон (1894—1944), дочери вице-адмирала К.А. Плансона.

Николай Эрнестович Радлов скончался 29 декабря 1942 года от тяжелой болезни, причиной которой была травма, полученная в январе 1942 года при попадании бомбы в дом, где он жил. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Николай Радлов. Портрет работы А.Е. Яковлева (1912)

Михаил Булгаков. Портрет работы Николая Радлова (1928)