Вернуться к По следам героев романа

Ялтинский мол и набережная

«— Брысь!! — вдруг рявкнул кот, вздыбив шерсть.

И тогда спальня завертелась вокруг Степы, и он ударился о притолоку головой и, теряя сознание, подумал: "Я умираю..."

Но он не умер. Открыв слегка глаза, он увидел себя сидящим на чем-то каменном. Вокруг него что-то шумело. Когда он открыл, как следует, глаза, он увидел, что шумит море, и что даже больше того, — волна покачивается у самых его ног, и что, короче говоря, он сидит на самом конце мола, и что под ним голубое сверкающее море, а сзади — красивый город на горах.

Не зная, как поступают в таких случаях, Степа поднялся на трясущиеся ноги и пошел по молу к берегу.

На молу стоял какой-то человек, курил, плевал в море. На Степу он поглядел дикими глазами и перестал плевать. Тогда Степа отколол такую штуку: стал на колени перед неизвестным курильщиком и произнес:

— Умоляю, скажите, какой это город?

— Однако! — сказал бездушный курильщик.

— Я не пьян, — хрипло ответил Степа, — я болен, со мной что-то случилось, я болен... Где я? Какой это город?..

— Ну, Ялта...

Степа тихо вздохнул, повалился на бок, головою стукнулся о нагретый камень мола». (гл. 7. Нехорошая квартира, «Мастер и Маргарита»)

Незадачливый директор московского театра Варьете Степан Лиходеев благодаря проделкам свиты Воланда был в мгновение ока выброшен из своей московской квартиры и оказался на самом краю каменного мола, с которого увидел красивый приморский город. В одной из ранних редакций романа Михаил Булгаков отправлял Степу во Владикавказ, однако позже он заменил этот город Ялтой, которую тоже хорошо знал.

Михаил Афанасьевич Булгаков приезжал в Крым 5 раз в конце 20-х начале 30-х годов XX века. Впервые писатель со своей второй женой Любовью Белозерской приехали в Крым по приглашению Максимилиана Волошина летом 1925 года. Булгаковы жили в Коктебеле, но уже в свой первый приезд они побывали в Ялте. Добирались до нее Булгаковы на пароходе «Игнатий Сергеев». В черновом варианте «Мастера и Маргариты» Булгаков обрисовал город, в котором можно узнать Ялта: «...Перед ними возникли вначале темные горы с одинокими огоньками, а потом низко развернулись, сияя в свете электричества, обрывы, террасы, крыши и пальмы. Ветер с берега донес до них теплое дыхание апельсинов и чуть слышную бензиновую гарь...»

В очерке «Путешествие по Крыму» Булгаков восторженно отзывался о Ялте: «Но до чего же она хороша! ...По спящей, еще черной в ночи набережной носильщик привел куда-то, что показалось похожим на дворцовые террасы. Смутно белеет камень, парапеты, кипарисы, купы подстриженной зелени, луна догорает над волнорезом сзади, а впереди дворец, — черт возьми!.. В окнах гостиницы ярусами Ялта... Светлеет».

Ялта долгое время не имела морского порта. Мол, сооруженный в конце 1830-х, разрушил шторм. Пароходы останавливались на рейде и сообщались с берегом при помощи баркасов, подходивших к деревянной пристани — она стояла на якорях. Однако вторая половина 1880 годов ознаменовалась двумя грандиозными проектами в развитии Ялты. В 1886 году по указанию императора Александра III был разработан новый проект мощного каменного мола. Первая очередь строительства завершилась в 1890 году, вторая — в 1903-м. Строительство мола длиной 576 м обошлось казне в 1,5 млн рублей. Строительство продолжалось три года. Одним из руководителей работ был известный инженер А.Л. Бертье-Делагард. Этот мол существует по настоящее время. Множество сильнейших штормов выдержало это сооружение более чем за столетие, получив лишь частичные повреждения. В 1908 году южную оконечность мола украсила сборная металлическая башня маяка, сохранившаяся до сих пор. Вторым грандиозным проектом 1880 годов была набережная Ялты.

В настоящее время Набережная имени Ленина — это центральная прогулочная улица Ялты, одна из старейших улиц города. Набережная обрамлена пальмами и заполнена непрерывной чередой аттракционов, баров, кафе и ресторанов. В архитектуре сплетены разнообразные стили, она облицована полихромным красным гранитом и светло-серым порфиритом. В 1886 году по проекту А.Л. Бертье-Делагарда и Н.М. Шевцова она была приподнята, укреплена каменными блоками и обнесена металлическими перилами, создававшими иллюзию борта корабля. Чтобы защитить основание набережной от штормов в 1961 году она была сделана двухступенчатой.

На Набережной находятся здания Главного почтамта, Международного морского клуба и сооружения аттракционов. Здесь же находится памятник В.И. Ленину. От середины Набережной, возле причалов для теплоходов местных линий и прогулочных катеров, начинается канатная дорога, которая ведёт на холм Дарсан. Возле нижней станции канатной дороги расположено здание гостиницы «Таврида» (бывшая «Россия»). Она была построена в 1875 году и долгое время была самой большой и комфортабельной в Ялте.

В западной части набережной возвышается сооружение в виде древнегреческого корабля — ресторан «Apelsin». Напротив него огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры Дункан, которому по легенде не меньше 500 лет. В самой западной своей части набережная пересекает реку Учан-Су, на которой построен выставочный зал Союза художников.

Яндекс.КартыНабережная имени В.И. Ленина — Яндекс.Карты

Яндекс.КартыНабережная имени В.И. Ленина — Яндекс.Карты