Вернуться к По следам героев романа

Дом Драмлита (Дом писателей)

Лаврушинский переулок, 17
Станция метро «Третьяковская»

В романе «Мастер и Маргарита» есть эпизод, где Маргарита, превратившаяся в ведьму, разносит вдребезги обстановку квартиры критика Латунского и бьет оконные стекла в Доме Драмлита. Она увидела этот дом, пролетая над Москвой на щетке: «...ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита". <...> Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара, и увидела рядом с лифтом на стене черную громадную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов. Венчающая список надпись «Дом драматурга и литератора» заставила Маргариту испустить хищный задушенный вопль. Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский...» «Да, говорят, что и до сих пор критик Латунский бледнеет, вспоминая этот страшный вечер». В романе этот дом располагается в Большом Николопесковском переулке (улица Вахтангова в 1930-е гг.). По мнению многих исследователей творчества писателя, прообразом «Дома Драмлита» послужил знаменитый писательский дом по адресу Лаврушинский переулок, 17. Известно, что Михаил Булгаков хотел получить в нем квартиру, но ему отказали.

Дом писателей в Лаврушинском переулке — памятник архитектуры, один из объектов культурного наследия федерального значения. Дом был построен в 1937 году. Это типичное довоенное 9-этажное здание в советском классицизме находится между Ордынкой и старым комплексом Государственной Третьяковской галереи. Архитектор Иван Николаев предусмотрел многоступенчатый объем и расчленил фасад эркерами и балконами. Первые два этажа выделены рустовкой.

Участок, на котором стоит Дом писателей, известен с 1660-х годов, когда этот двор был пожалован служилому дворянину Семену Титову. Тот выстроил на нем каменные палаты — они сохранились до настоящего времени во дворе дома. На месте флигелей усадьбы и разномастной застройки в начале 1930-х годов было решено возводить крупный жилой комплекс. Масштаб здания определился в рамках Генплана реконструкции Москвы 1935 года. В Замоскворечье должна была проходить широкая магистраль, замыкавшая бульварное кольцо от Комиссариатского моста до храма Христа Спасителя.

Руководству Союза советских писателей удалось добиться передачи этого участка жилищно-строительному писательскому кооперативу «Советский писатель». Дом планировался образцовый: в каждой квартире телефон, ванная, отдельная комната для домработницы, газовая плита и даже холодильник. Для пайщиков двухкомнатная квартира стоила около 8000 руб., за пятикомнатную брали до 20 000 руб.

В первой очереди кооператива было 19 двухкомнатных квартир, 38 трехкомнатных, 15 четырехкомнатных, 5 — пятикомнатных (в них въехали семьи К. Федина, И. Сельвинского, И. Эренбурга, Н. Погодина, Вс. Вишневского). Кроме них в доме также проживали А.Л. Барто, И. Бехер, И. Ильф, Е. Петров, Э.Г. Казакевич, А.С. Макаренко, Н.Ф. Погодин, Б.Л. Пастернак, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, А.И. Новиков-Прибой.

Первую очередь дома сдали в 1937 г. со значительными недоработками. Окончательно недоделки устранили только после войны, вместе со строительством второй очереди дома. Во втором корпусе проживали, в числе прочих, В.Н. Ажаев, Е.А. Долматовский, В.М. Инбер. Некоторые квартиры до сих пор принадлежат потомкам писателей.

Дом писателейДом культуры в Москве