Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Жорж Бенгальский

Через минуту в зрительном зале погасли шары, вспыхнула и дала красноватый отблеск на низ занавеса рампа, и в освещенной щели занавеса предстал перед публикой полный, веселый как дитя человек с бритым лицом, в помятом фраке и несвежем белье. Это был хорошо знакомый всей Москве конферансье Жорж Бенгальский.

Жорж Бенгальский — один из второстепенных персонажей романа «Мастер и Маргарита», конферансье Театра Варьете. Он представлял знаменитый сеанс черной магии, проведенный помощниками Воланда. Во время сеанса москвичам были представлены разные чудеса, такие как дождь из червонцев, волшебный магазин парижской женской одежды, которую можно было получить в обмен на свою старую... После заявления Бенгальского о необходимости «разоблачения» этих чудес, кот Бегемот оторвал ему голову, затем по просьбе зрителей вернул ее на место. После этих злоключений Бенгальский попал в психиатрическую клинику доктора Стравинского, где был вылечен. Однако в театр Варьете он не вернулся.

Прототипы Бенгальского

Фамилия Бенгальский — распространенный сценический псевдоним. Не исключено также, что Булгаков ориентировался на одного из эпизодических персонажей романа Федора Сологуба (Тетерникова) «Мелкий бес» — драматического артиста Бенгальского.

Непосредственным прототипом Жоржа Бенгальского послужил один из конферансье, выступавших в Московском мюзик-холле (с которого списан во многом Театр Варьете) Георгий (или Жорж) Раздольский.

В мнимой гибели Жоржа Бенгальского, которому кот Бегемот открутил голову, но потом, по просьбам милосердных зрителей, вернул ее на место, отразилась сцена столь же мнимого убийства Сократа, одного из персонажей «Метаморфоз» Апулея (II в.): «И, повернув направо Сократову голову, она (Мероя, убийца) в левую сторону шеи ему до рукоятки погрузила меч и излившуюся кровь старательно приняла в поднесенный к ране маленький мех, так чтобы нигде ни одной капли не было видно» (впоследствии Сократ благополучно оживает). Жоржу Бенгальскому Бегемот, «дико взвыв, в два поворота сорвал... голову с полной шеи», а потом, когда голова вернулась на место, все следы крови чудесным образом исчезли.

Цитатный образ Бенгальского

Жорж Бенгальский — конферансье (ведущий) в театре Варьете. Он хорошо известен публике:

«...хорошо знакомый всей Москве конферансье Жорж Бенгальский...»

Внешность Жоржа Бенгальского:

«...предстал перед публикой полный, веселый как дитя человек с бритым лицом, в помятом фраке и несвежем белье...»

«...заговорил Бенгальский, улыбаясь младенческой улыбкой...»

«...Кот лапами обмахнул фрак Бенгальского и пластрон...» (пластрон — галстук)

Жорж Бенгальский коллекционирует картины:

«...Квартиру возьмите, картины возьмите...»

Жорж Бенгальский — надоедливый конферансье:

«...Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин!..»

Бенгальский говорит несмешные вещи, чушь со сцены, врет зрителям:

«...Бенгальский сделал паузу, ожидая, что произойдет взрыв смеха, но так как никто не засмеялся, то он продолжал...»

«...Произнеся всю эту ахинею, Бенгальский сцепил обе руки ладонь к ладони и приветственно замахал ими в прорез занавеса...»

«...— Ты будешь в дальнейшем молоть всякую чушь? — грозно спросил Фагот у плачущей головы.

— Не буду больше!..»

«...А он попросту соврал! — звучно, на весь театр сообщил клетчатый помошник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: — Поздравляю вас, гражданин, соврамши!..»

«...Между прочим, этот, — тут Фагот указал на Бенгальского, — мне надоел. Суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс!..»

После выступления Воланда Бенгальский сходит с ума. Его отвозят в психиатрическую клинику Стравинского в палату № 120:

«...Конферансье плакал, ловил в воздухе что-то руками, бормотал:

— Отдайте мою голову! Голову отдайте! Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!..»

«...конферансье после вчерашнего сеанса был отвезен в психиатрическую лечебницу и что, коротко говоря, этот вчерашний сеанс был прямо скандальным сеансом...»

«...в 120-ю комнату, где больной проснулся и стал искать свою голову...»

Жорж Бенгальский проводит в клинике четыре месяца и затем увольняется из Варьете, потеряв всю свою веселость:

«...Жорж, например, Бенгальский, проведя в лечебнице четыре месяца, поправился и вышел, но службу в Варьете вынужден был покинуть, и в самое горячее время, когда публика валом шла за билетами, — память о черной магии и ее разоблачениях оказалась очень живуча. Бросил Бенгальский Варьете, ибо понимал, что представать ежевечерне перед двумя тысячами человек, быть неизбежно узнаваемым и бесконечно подвергаться глумливым вопросам о том, как ему лучше: с головой или без головы? — слишком мучительно...»

«...Да, кроме того, утратил конферансье значительную дозу своей веселости, которая столь необходима при его профессии. Осталась у него неприятная, тягостная привычка каждую весну в полнолуние впадать в тревожное состояние, внезапно хвататься за шею, испуганно оглядываться и плакать. Припадки эти проходили, но все же при наличности их прежним делом нельзя было заниматься, и конферансье ушел на покой и начал жить на свои сбережения, которых, по его скромному подсчету, должно было хватить ему на пятнадцать лет...»

Образ Жоржа Бенгальского в кинематографе

Амаяк Акопян в роли Жоржа Бенгальского в фильме «Мастер и Маргарита» (1994)

Андрей Ургант в роли Жоржа Бенгальского в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Андрей Ургант в роли Жоржа Бенгальского в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Андрей Ургант в роли Жоржа Бенгальского в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Жорж Бенгальский в Варьете. Фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» (1994)

Сеанс черной магии в Варьете. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (2005)

Иллюстрации