Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Степа Лиходеев

Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: «Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!» — Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: «Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану». Не то что встать, — ему казалось, что он не может открыть глаз, потому что, если он только это сделает, сверкнет молния и голову его тут же разнесет на куски.

Степа Лиходеев (полное имя — Степан Богданович Лиходеев) является одним из второстепенных персонажей романа «Мастер и Маргарита», оказавшихся в числе «жертв» визита Сатаны в Москву. В романе не дается подробного описания, как выглядит Степан Богданович Лиходеев. О нем известно лишь, что это молодой человек, шатен. Он проживает вместе с Берлиозом в квартире номер 50 на Садовой. Лиходеев получил там жилплощадь вместе с женой, но быстро от нее избавился, переселив на Божедомку с помощью своих многочисленных знакомых. Степан является директором московского театра Варьете, того самого театра, в котором давали представления Воланд со своей свитой.

В одной из ранних редакций романа автор назвал Степу «красным директором». Что значит это словосочетание? В 20—30-е годы на административные должности в театрах начали назначать партийных работников. Они, причем вполне официально, и назывались «красными директорами». Эти люди были далеки от искусства. Именно таким некомпетентным руководителем был Степа Лиходеев. О его деятельности выразительно говорят Азазелло («Я вообще не понимаю, как он попал в директора, он такой же директор, как я архиерей») и Коровьев («— Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе. — Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено»). Всю работу за Степу делают фининспектор Римский и администратор Варенуха, которые мечтают избавиться от начальника-бездельника.

Степа Лиходеев в романе упоминается всего несколько раз. В седьмой главе романа, посвященной «нехорошей квартире», очень ярко описывается его пробуждение в квартире, которую он делил с покойным Берлиозом. Лиходеев просыпается в своей постели и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню...

Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедшего дня, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. Он выходит в переднюю, дабы позвонить в «Варьете» и справиться о предстоящем выступлении иностранного артиста. Там он обнаруживает печать на двери Берлиоза. Мысли о смерти соседа не приходят в голову Лиходееву. Первое, о чем он думает, — арест. Воспоминания о глупой статье, которую Степа недавно зачем-то всучил Михаилу Александровичу, и о сомнительных разговорах в столовой за ужином закопошились в голове бедного Степы. Неизвестно, до чего додумался бы в это утро Степа, если б не появление в передней постороннего черного кота жутких размеров. Затем в квартире появляются и остальные члены свиты Воланда, пожелавшего остановиться в этой «нехорошей» квартире. Поскольку присутствие Стёпы в ней явно лишнее, незадачливый «руководитель» был мгновенно вышвырнут из Москвы в Ялту — в исподнем, без документов и с жутким похмельем.

Римский и администратор Варенуха долго ожидают своего начальника, который обещал приехать через полчаса. Коллеги звонят Лиходееву на квартиру, но ответа нет. Неожиданно приходит телеграмма, что директор Варьете находится в Ялте. Такого от него не ожидают даже привычные к его фокусам коллеги. Тем не менее они высылают Степе деньги на обратную дорогу.

Небритый и грязный Лиходеев возвращается из ссылки в Москву. Потрясения этих дней не проходят для него даром, и Степа с манией преследования попадает в клинику для душевнобольных к профессору Стравинскому. Там Лиходеева лечат больше недели, пока он не возвращается к жизни и не перестает просить, чтобы его поместили в «бронированную камеру». По его делу было проведено следствие, в ходе которого установили, что Степа в Ялту не летал, а оставался в квартире номер 50. Его загипнотизировали иностранные диверсанты во главе с Воландом. Затем гипнотизеры надели на Лиходеева войлочную шляпу и отправили на аэродром. Там они внушили встречающим, что он вышел из самолета, прибывшего из Ялты. В ялтинском угрозыске утверждали, что к ним заявился босой Степа, и они даже отправляли о нем телеграммы в Москву. Но никаких подтверждений этому не нашли и решили, что гипнотизеры сумели на расстоянии воздействовать на сотрудников.

После этого случая Степа уходит из Варьете. Знакомые устраивают его директором магазина в Ростове. Характер Лиходеева меняется. Он становится степенным и молчаливым. Начинает сторониться женщин. Степа перестал пить портвейн с водкой, а пьет только водку, настоянную на смородиновых почках.

История создания персонажа

В редакции 1929 года этот персонаж именовался Гарасей Педулаевым и имел, очевидно, своим прототипом владикавказского знакомого Булгакова кумыка Туаджина Пейзулаева, соавтора по пьесе «Сыновья муллы» Туаджина Пейзулаева. Об их совместной работе рассказано в «Записках на манжетах» и «Богеме». Соответственно и незадачливого директора перемещали чудесным образом не в Ялту, а во Владикавказ. По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. «Гарася залился детскими слезами и сел на уличную тумбу и слышал вокруг ровный шум сада. Карлик в черном пиджаке и в пыльном цилиндре вышел из этого сада. Его бабье безволосое лицо удивительно сморщилось при виде плачущего мужчины. — Вы чего, гражданин? — спросил он у Гараси, дико глядя на него. Директор карлику не удивился. — Какой это сад? — спросил он только. — Трэк, — удивленно ответил карлик. — А вы кто? — Я — Пульз, — пропищал тот. — А какая это гора? — полюбопытствовал Гарася. — Столовая гора. — В каком городе я? Злоба выразилась на крохотном личике уродца. — Вы что, гражданин, смеетесь? Я думал, вы серьезно спрашиваете. <...> — Маленький человек!.. Остановись!.. Сжалься!.. Я... все забыл, ничего не помню, скажи, где я, какой город. — Владикавказ, — ответил карлик. Тут Гарася поник головой, сполз с тумбы и, ударившись головой оземь, затих, раскинув руки». Здесь отразились булгаковские впечатления от гастролировавшей во Владикавказе труппы лилипутов.

В последующих редакциях директор театра назывался Степой Бомбеевым или Лиходеевым, но вплоть до 1937 года его выбрасывали из нехорошей квартиры во Владикавказ. Владикавказ был заменен на Ялту уже после смерти Т. Пейзулаева в 1936 году, а сцена пробуждения Степы Лиходеева в Ялте была написана незадолго до смерти писателя, 25 января 1940 года.

Цитатный образ Степы Лиходеева

Полное имя героя — Степан Богданович Лиходеев:

«...Простите, что, Степана Богдановича Лиходеева сейчас нету дома?..»

Степа Лиходеев является директором театра Варьете в Москве, где выступает сатана Воланд со своей свитой:

«...Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете...»

«...что он, собственно, намерен сегодня показывать во вверенном Степе Варьете?..»

Коллеги считают Степу "бедствием" и мечтают о его увольнении:

«...Освобождение! Долгожданное освобождение финдиректора от этого бедствия в лице Лиходеева! А может Степан Богданович добьется чего-нибудь и похуже снятия...»

Степа Лиходеев — молодой мужчина:

«...Это был молодой гражданин...»

О внешности Степы известно следующее:

«...явился шатен...»

«...Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках...»

Внешность Степы после путешествия в Ялту:

«...На московском аэродроме совершил посадку шестиместный пассажирский самолет, прилетевший из Крыма. Среди других пассажиров из него высадился один очень странный пассажир. Это был молодой гражданин, дико заросший щетиною, дня три не мывшийся, с воспаленными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо. Гражданин был в папахе, в бурке поверх ночной сорочки и синих ночных кожаных новеньких, только что купленных туфлях...»

Степа Лиходеев является соседом литератора Берлиоза. Степа и Берлиоз вдвоем живут в квартире № 50, каждый в своих комнатах:

«...у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице...»

Степа женат, но его супруга живет отдельно:

«...вселились — покойный Берлиоз с супругой и этот самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что. Именно, в течение одного месяца пропали обе супруги. <...> супруга Степы якобы обнаружилась на Божедомке, где, как болтали, директор Варьете <...> ухитрился добыть ей комнату, но с одним условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице...»

У Степы есть домработница Груня:

«...Степа застонал. Он хотел позвать домработницу Груню и потребовать у нее пирамидону...»

Степа — ленивый и бестолковый директор. Он пьянствует и веселится, но не занимается работой:

«...запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, — вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!..»

«...вообще не понимаю, как он попал в директора, — рыжий гнусавил все больше и больше, — он такой же директор, как я архиерей!..»

Степа является хитрым человеком:

«...Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз уж его застали в таком виде, нужно признаваться во всем...»

Степа — легкомысленный человек:

«...Ни Груни, приходящей домработницы, ни легкомысленного Степана Богдановича в это время в квартире не было...»

«...Степа <...> раздражал финдиректора своим легкомыслием...»

У него есть много знакомых:

«...директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства...»

Степу знает вся театральная Москва. Все его считают «не подарочком»:

«...Степа был широко известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот — не подарочек...»

Воланд отправляет Степу в Ялту:

«...Воланд проник в Варьете под видом артиста, загипнотизировав Степу Лиходеева, а затем ухитрился выбросить этого же Степу вон из Москвы за бог знает какое количество километров...»

«...из Ялты был получен ответ, что Лиходеев был в Ялте, но вылетел на аэроплане в Москву...»

Позднее следствие приходит к выводу, что на самом деле Степа не был в Ялте, а все это время находился в квартире № 50 в Москве:

«...Ни в какую Ялту, конечно, Степа Лиходеев не улетал (это не под силу даже Коровьеву) и телеграмм оттуда не посылал. После того, как он упал в обморок в ювелиршиной квартире <...> он пролежал в ней до тех пор, пока Коровьев, издеваясь над ним, не напялил на него войлочную шляпу и не отправил его на московский аэродром, внушив предварительно встречавшим Степу представителям угрозыска, что Степа вылезет из аэроплана, прилетевшего из Севастополя...»

«...Правда, угрозыск Ялты утверждал, что он принимал босого Степу и телеграммы насчет Степы в Москву слал, но ни одной копии этих телеграмм в делах никак не обнаружилось, из чего был сделан печальный, но совершенно несокрушимый вывод, что гипнотизерская банда обладает способностью гипнотизировать на громадном расстоянии, и притом не только отдельных лиц, но и целые группы их...»

После этого случая Степа лечится в психиатрической клинике. Затем его переводят в Ростов заведовать магазином:

«...Степе Лиходееву больше не приходится разговаривать по телефону в Варьете. Немедленно после выхода из клиники, в которой Степа провел восемь дней, его перебросили в Ростов, где он получил назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином...»

После пережитого потрясения Степа становится молчаливым и избегает женщин:

«...Ходят слухи, что он совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел. Говорят, что стал молчалив и сторонится женщин...»

Образ Степы Лиходеева в кинематографе

Олег Табаков в роли Степы Лиходеева в кинофельетоне «Никогда не отвлекайтесь на работе» (СССР, 1976)

Ежи Бончак в роли Степы Лиходеева в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)

Ежи Бончак в роли Степы Лиходеева в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)

Сергей Никоненко в роли Степы Лиходеева в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Сергей Никоненко в роли Степы Лиходеева в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Александр Панкратов-Черный в роли Степы Лиходеева в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Панкратов-Черный в роли Степы Лиходеева в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Панкратов-Черный в роли Степы Лиходеева в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Степа Лиходеев в Ялте. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Иллюстрации

Больше иллюстраций здесь.