Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Семплеяров

...Баритон принадлежал не кому иному, как почетному гостю сегодняшнего вечера Аркадию Аполлоновичу Семплеярову, председателю акустической комиссии московских театров. Аркадий Аполлонович помещался в ложе с двумя дамами: пожилой, дорого и модно одетой, и другой – молоденькой и хорошенькой, одетой попроще.

Аркадий Аполлонович Семплеяров — второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита», председатель акустической комиссии московских театров. Фамилия Аркадия Аполлоновича Семплеярова образована от французского слова simple — «простой», «заурядный», «глупый». Во время сеанса черной магии в театре Варьете он сидит в отдельной ложе вместе с женой и «дальней родственницей из Саратова». После фокусов, показанных на сцене приближенными Воланда, он требует их разоблачения. Коровьев-Фагот разоблачает тайны самого Семплеярова, в частности его связи с молодыми актрисами, после чего возникает скандал. В эпилоге романа говорится, что Семплеярова отправили заведовать грибозаготовочным пунктом в Брянске, поскольку «не клеились у Аркадия Аполлоновича дела с акустикой, и сколько ни старался он улучшить ее, она какая была, такая и осталась».

Эпизод с «дальней родственницей, начинающей и подающей надежды актрисой, приехавшей из Саратова», которая в момент «разоблачения» ударила Семплеярова зонтиком по голове, повторяет сцену из булгаковского фельетона «Мадмазель Жанна» (1925), где «Прорицательница» по подсказке конферирующего «угадывает» подробности из семейной жизни публики и одна из зрительниц, узнав об измене мужа, «хлопнула» его «ридикюлем по правой гладко выбритой щеке».

Прототипы

Одним из наиболее вероятных прототипов этого образа некоторые булгаковеды считают Авеля Сафроновича Енукидзе (1877—1937), секретаря Президиума ЦИК СССР в 1922—1935 гг. и председателя Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным театрами, а также члена коллегии Наркомпроса и Государственной комиссии по просвещению. Два последних учреждения находились на Чистых прудах, как и Акустическая комиссия Семплеярова. Енукидзе, как и Семплеяров, был неравнодушен к прекрасному полу, особенно к актрисам подведомственных театров, что и послужило одним из внешних поводов («за политическое и бытовое разложение») для его увольнения и ареста, завершившегося расстрелом в 1937 г. На имя Енукидзе Булгаков в июне 1934 г. подавал заявление с просьбой о зарубежной поездке и, после долгих проволочек, получил отказ.

Были попытки найти и другие прототипы этого образа. В качестве прототипа называли композитора Александра Афанасьевича Спендиарова, с которым Булгаков был знаком. Еще одним прототипом этого неприятного персонажа считается глава Народного комиссариата просвещения А.В. Луначарский. Он выступал с резкой критикой «Дней Турбиных» и удостоился включения в составленный писателем «Список врагов М. Булгакова по "Турбиным"», наряду с М. Кольцовым, В. Киршоном, А. Фадеевым, Ф. Раскольниковым и др.

Цитатный образ Семплеярова

Полное имя героя — Аркадий Аполлонович Семплеяров:

«...Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель акустической комиссии...»

Семплеяров является председателем акустической комиссии московских театров:

«...Баритон принадлежал не кому иному, как почетному гостю сегодняшнего вечера Аркадию Аполлоновичу Семплеярову, председателю акустической комиссии московских театров...»

Семплеяров — пожилой женатый мужчина:

«...Аркадий Аполлонович помещался в ложе с двумя дамами: пожилой, дорого и модно одетой, и другой — молоденькой и хорошенькой, одетой попроще. Первая из них, как вскоре выяснилось при составлении протокола, была супругой Аркадия Аполлоновича, а вторая — дальней родственницей его, начинающей и подающей надежды актрисой, приехавшей из Саратова и проживающей на квартире Аркадия Аполлоновича и его супруги...»

Акадий Апполонович Семплеяров — интеллигентный, образованный и культурный человек:

«...показания Аркадия Аполлоновича, интеллигентного и культурного человека...»

«...наконец, Семплеяров Аркадий Аполлонович, наиобразованнейший человек...»

У него приятный звучный голос:

«...Приятный звучный и очень настойчивый баритон послышался из ложи N 2...»

Господин Семплеяров изменяет своей жене:

«...Супруга его, на эти мгновения забывшая все омерзительные преступления против верности, в которых несчастный Аркадий Аполлонович был уличен...»

Во время спектакля господин Воланд и его свита разоблачают измены Семплеярова, который пришел на представление. Весь зал узнает, что Семплеяров тайно встречается с артисткой Милицей Андреевной Покобатько, а также с племянницей из Саратова:

«...Аркадий Аполлонович отпустил своего шофера у здания акустической комиссии на Чистых прудах (весь театр затих), а сам на автобусе поехал на Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного районного театра Милице Андреевне Покобатько и провел у нее в гостях около четырех часов...»

«...ночном скандале, сопровождавшем изгнание из квартиры саратовской его племянницы...»

«...пришлось с совершеннейшей откровенностью рассказывать <...> про Милицу Андреевну Покобатько с Елоховской улицы, и про саратовскую племянницу, и про многое еще, о чем рассказы приносили Аркадию Аполлоновичу невыразимые муки...»

После скандала с изменами начальство переводит Семплеярова в Брянск, где тот заведует грибнозаготовочным пунктом:

«...ему уже не пришлось сталкиваться по делам акустики с почтеннейшим Аркадием Аполлоновичем Семплеяровым. Того в два счета перебросили в Брянск и назначили заведующим грибнозаготовочным пунктом. Едят теперь Москвичи соленые рыжики и маринованные белые и не нахвалятся ими и до чрезвычайности радуются этой переброске. Дело прошлое, и можно сказать, что не клеились у Аркадия Аполлоновича дела с акустикой, и сколько ни старался он улучшить ее, она какая была, такая и осталась...»

Образ Семплеярова в кинематографе

Валентин Смирнитский в роли Семплеярова в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Валентин Смирнитский в роли Семплеярова в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Иллюстрации