Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Кот Бегемот

Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах...

Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.

Бегемот — один из самых ярких персонажей романа «Мастер и Маргарита», он входит в свиту Воланда в качестве любимого шута. Бегемот — оборотень, чаще всего он его видят в образе «громадного как боров черного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах», но он может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей». Впервые в романе огромный черный кот появляется в сцене погони Ивана Бездомного за подозрительным иностранцем, причем он ходит на задних лапах, пытается расплатиться в трамвае, а затем уезжает на сцепке трамвая. Затем Бегемот в образе кота пьет водку, закусывая ее маринованным грибом, перед испуганным Степой Лиходеевым. Киевскому дяде Берлиоза Поплавскому, приехавшему в Москву, именно Бегемот сообщает, что это он дал телеграмму о смерти его племянника, после чего проверяет у гостя документы.

Перед сеансом черной магии кот Бегемот поражает присутствующих, наливая из графина в стакан воду и выпивая ее; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) он отрывает голову конферансье Жоржу Бенгальскому, затем водворяет ее на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала Бегемот приказывает дирижеру оркестра «урезать марш». В облике человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной комиссии, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает вместе с Азазелло в общественном туалете администратора театра Варьете Варенуху.

Именно Бегемот крадет из гроба голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причем, проигрывая, пытается жульничать, а также пускается в демагогические рассуждения. Бегемот дает сигнал к началу весеннего бала, а во время приема гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой, виноват ли в детоубийстве Фриды соблазнивший ее хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком. За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьет сам. При этом Бегемот рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Раздраженный Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо бы утопить».

Бегемот отчаянный лгун, причем самое интересное во вранье кота то, «что оно - вранье от первого до последнее слова». Булгаковский герой чрезвычайно хвастлив и называет свои слова не иначе как «прочно упакованными силлогизмами». Он часто разыгрывает из себя ранимого и обиженного, склонен к излишней и показной патетике: «сдаюсь, потому что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников», «у меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому!».

Бегемот очень тщеславен: на утверждение мастера о том, что он «не очень-то кот», польщенно отвечает: «Приятно, что обратились к коту на "вы"», развязен и бесцеремонен: «в кресле вальяжно развалился <...> со стопкой водки в одной лапе и <...> маринованным грибом в другой». Ко всему прочему кот еще и большой любитель спиртного: «отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил, съел и после этого от залихватски тяпнул стопку водки, что все зааплодировали».

Бегемот диктует Гелле справку для Николая Ивановича: «Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись – Бегемот», ставит печать с надписью «уплочено». В дальнейшем Бегемот в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, объявляет, что «кот древнее и неприкосновенное животное» и устраивает шутовскую перестрелку. В сцене на Воробьевых горах Бегемот издает свист, подобный ветру.

Во время последнего полета он принимает свой истинный облик: «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». В ранних рукописях романа во время последнего полета он превращается в толстяка, шута, напоминающего Фальстафа В. Шекспира. Деятельность Бегемота служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять черных котов. Согласно тексту романа, их было уничтожено около ста.

Возможные прототипы

Не случайно в свите Воланда появляется черный кот Бегемот. С давних времен именно черные коты считаются непременным атрибутом нечистой силы, упоминающимся во многих сказках и легендах. В народе есть несколько поверий, связанных с черным котом. Считается, что это любимый облик черта, который тот принимает, чтобы ближе подобраться к людям и узнать их слабости. Согласно другому поверью, черный кот является «домашним демоном» ведьмы, своеобразным амулетом, оберегом. Нельзя не упомянуть о самой известной примете, связанной с черными котами, как животными, предвещающими несчастье. Перебежавшая дорогу человеку или просто встретившаяся в пути черная кошка является символом грядущей беды.

Возможно, что имя Бегемот Булгаков взял из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. В исследовании И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (1872), по всей вероятности, знакомом Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с женским — Левиафаном — обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные».

Сведения о демоне Бегемоте Булгаков мог взять и из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904), выписки из которой сохранились в его архиве. В частности, в этой книге описывалось дело игуменьи Луденского монастыря во Франции Анны Дезанж, жившей в XVII в. и одержимой «семью дьяволами: Асмодеем, Амоном, Грезилем, Левиафаном, Бегемотом, Баламом и Изакароном», причем «пятый бес был Бегемот, происходивший из чина Престолов. Пребывание его было во чреве игуменьи, а в знак своего выхода из нее, он должен был подбросить ее на аршин вверх. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени».

Демон Бегемот

У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем, а в ранней редакции Бегемот имел сходство со слоном: «На зов из черной пасти камина вылез черный кот на толстых, словно дутых лапах...» С возможным прототипом у Бегемота немного общего — имя и невероятное обжорство (в демонологической традиции Бегемотом называют демона желаний желудка). Недаром кот сметает все съедобное, что попадается на пути: «овладел верхним мандарином в пирамиде и, тут же со шкурой сожравши его, принялся за второй», «сунул лапу в хитрое сооружение из шоколадных плиток, выдернул оттуда нижнюю, <...> и проглотил ее вместе с оберткой».

По свидетельству второй жены писателя Л.Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний серый кот Флюшка. По утверждению литературоведа Мариэтты Чудаковой, одним из «дальних литературных предков» Бегемота является гофмановский кот Мурр — именно от него член свиты мессира унаследовал «свое забавное самодовольство».

Сцена, когда представители власти пытаются арестовать Бегемота в нехорошей квартире, а тот объявляет, что кот — «древнее и неприкосновенное животное», устраивая шутовскую перестрелку, восходит, скорее всего, к философскому трактату "Сад Эпикура" (1894) французского писателя, Нобелевского лауреата Анатоля Франса (Тибо). Там приведен рассказ, как охотник Аристид спас щеглят, вылупившихся в кусте роз у него под окном, выстрелив в подбиравшуюся к ним кошку. Франс иронически замечает, что Аристид полагал единственным предназначением кошки ловить мышей и быть мишенью для пуль. Однако с точки зрения кошки, мнившей себя венцом творения, а щеглят — своей законной добычей, поступок охотника не находит оправдания.

Бегемот тоже не желает стать живой мишенью и полагает себя существом неприкосновенным. Возможно, эпизод с щеглами подсказал Булгакову сцену, когда пришедшие арестовывать Бегемота безуспешно пытаются поймать его сеткой для ловли птиц.

В конце романа Бегемот предстает в облике печального пажа, который обречен на скитания рядом со своим господином. Перед восходом солнца он, как и другие представители темной силы, исчезает в то место, где уготован вечный приют «преданным и избранным».

Цитатный образ кота Бегемота

Кот Бегемот является помощником Воланда и состоит в его свите:

«...рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака — кот Бегемот...»

Этот персонаж все делает вместе со своим напарником — Коровьевым:

...согласился со своим неразлучным спутником Коровьев...»

«...длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот...»

«...это неразлучная парочка, Коровьев и Бегемот...»

О внешности кота Бегемота известно следующее:

«...кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами...»

«...и кот черный, жирный...»

«...жутких размеров черный кот...»

«...слышались мягкие прыжки тяжелого кота...»

«...протянул пухлую лапу...»

«...свои острые уши...»

«...Бегемот, просовывая свою круглую голову через дыру в решетке...»

Внешность кота Бегемота на балу у сатаны:

«...Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены...»

«...зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?..»

Бегемот — кот огромного размера:

«...громаднейшего черного кота, сидящего на стуле...»

«...невероятных размеров кот...»

«...кот, громадный, как боров...»

«...черный котище...»

«...в зеркале прошел здоровеннейший черный кот...»

Кота Бегемота зовут так из-за его огромного размера:

«...входит кот. Черный, здоровый, как бегемот...»

Бегемот ходит на задних лапах как человек:

«...котом, вступившим на сцену на задних лапах...»

«...Стоящий на задних лапах...»

Кот Бегемот ведет себя как человек:

«...этот странный кот <...> сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно...»

«...кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!..»

«...он на задних лапах подошел к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из графина, налил воды в стакан...»

Кот Бегемот разговаривает как человек:

«...вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом...»

«...Я, кажется, русским языком спрашиваю, — сурово сказал кот...»

Этот персонаж иногда превращается в человека с кошачьей мордой:

«...увидел за собою какого-то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией...»

«...отозвался котообразный толстяк...»

«...входит толстяк, тоже с какой-то кошачьей мордой, и говорит...»

«...толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота...»

В «человеческом виде» Бегемот похож на оборванца:

«...глядел на двух сомнительных оборванцев...»

«...Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу, воскликнул...»

«...на разорванный Бегемотов локоть...»

«...со своим порыжевшим ботинком на пол...»

«...надел кепку на круглую голову, поросшую густым волосом, очень похожим на кошачью шерсть...»

Этот персонаж умеет творить «чудеса»:

«...Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг...»

«...Оба обстреливаемые сейчас же растаяли в воздухе...»

При этом он ведет себя как шут:

«...Нет, я видеть не могу этого шута горохового...»

«...Бегемот находится именно там, валяя дурака, по своему обыкновению...»

«...перед двумя одетыми какими-то шутами гороховыми...»

«...Очень хорошо, мессир, — ответили оба гаера...»

Кот Бегемот — неугомонный весельчак, который любит безобразничать:

«...Салют, мессир, — прокричала неугомонная парочка...»

«...неугомонный Бегемот...»

«...не забудь, что все твои сегодняшние безобразия уже закончились...»

Он является обаятельным существом:

«...Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный...»

Кот Бегемот любит поговорить:

«...Что рубить дрова, — подхватил словоохотливый кот...»

Он ведет себя нагло:

«...наглый котяра Бегемот..»

«...А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло!..»

«...А тот нахал, вообразите, развалился в кресле...»

Кот Бегемот является хвастуном:

«...презрительно кривя рот, протянул их хвастуну...»

Он иногда ведет себя как мошенник:

«...Ах, мошенник, мошенник, — качая головой, говорил Воланд, — каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту...»

Кот Бегемот — врун:

«...Враки, как и всегда, — ворчал Азазелло, косясь на Бегемота...»

«...И интереснее всего в этом вранье то, — сказал Воланд, — что оно — вранье от первого до последнего слова...»

Он умеет играть в шахматы:

«...громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня...»

Кот Бегемот курит сигареты и пьет водку и пиво:

«...подносил спичку Бегемоту, вынувшему из кармана окурок и всунувшему его в рот...»

«...Коровьев и Бегемот чокались второй рюмкой прекрасной холодной московской двойной очистки водки...»

«...испытываю желание закусить и выпить большую ледяную кружку пива. — И я тоже, — ответил Бегемот...»

На самом деле кот Бегемот — это демон, помощник сатаны Воланда:

«...держите их! У нас в доме нечистая сила!..»

«...притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост...»

«...Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны...»

Цитаты Бегемота

— Протестую, Достоевский бессмертен!

* * *

— Ах, мессир, моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой! Но, к счастью, мессир, я не женат, и скажу вам прямо — счастлив, что не женат! Ах, мессир, можно ли променять холостую свободу на тягостное ярмо!

* * *

— Я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете.

* * *

— Попрошу меня не учить, сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!

* * *

— Котам почему-то всегда говорят «ты», хотя ни один кот еще ни с кем не пил брудершафта!

* * *

— Королева в восхищении! Мы в восхищении!

* * *

— Но вы не будьте на меня в претензии...

* * *

— Это водка? — слабо спросила Маргарита.

Кот подпрыгнул на стуле от обиды.

— Помилуйте, королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

* * *

— А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, — кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: — Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, — замолчал.

* * *

— Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

* * *

— История рассудит нас.

* * *

— Да, сдаюсь, — но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников!

* * *

— И на кой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?

— Штаны коту не полагаются.

* * *

— Каждый украшает себя как может.

* * *

— Домработницы все знают, это ошибка думать, что они слепые.

* * *

— Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

* * *

— Все кончено, — слабым голосом сказал кот и томно раскинулся в кровавой луже, — отойдите от меня на секунду, дайте мне попрощаться с землей. О мой друг Азазелло! — простонал кот, истекая кровью, — где ты? — кот завел угасающие глаза по направлению к двери в столовую, — ты не пришел ко мне на помощь в момент неравного боя. Ты покинул бедного Бегемота, променяв его на стакан — правда, очень хорошего — коньяку! Ну что же, пусть моя смерть ляжет на твою совесть, а я завещаю тебе мой браунинг...

Интересные факты

В Советском Союзе к столетию со дня рождения Михаила Булгакова была выпущена почтовая марка с изображением кота Бегемота.

* * *

В конце 1980-х годов известная певица Лариса Долина исполнила песню о Бегемоте, ставшую хитом.

* * *

В Харькове на Украине установлен памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту: писатель и член свиты Воланда сидят на лавочке.

* * *

В Киеве был ресторан Мясоедофф на Андреевском спуске, на одно здание ниже Музея Булгакова. На фасаде находилась памятная доска в честь кота Бегемота. Ресторан был закрыт после 2006 года.

* * *

В Армавире находится памятник, посвященный армавирскому коту, персонажу романа «Мастер и Маргарита», который безвинно пострадал, принятый за кота Бегемота, подручного Воланда.

* * *

В Москве существовало два памятника неразлучной парочке — коту Бегемоту и Коровьеву. Один из памятников находится возле дома на улице Большой Садовой, в котором находится музей Булгакова, а второй до недавнего времени украшал один из московских дворов.

* * *

Настоящий черный кот по кличке Бегемот с 2005 года живет в «Булгаковском доме» в Москве. Идея завести в культурном центре настоящего кота возникла сразу же. Нынешний кот прошел большой отбор среди кандидатов, которых благодаря объявлениям в Интернете, а также анонсам по телевидению оказалось очень много. С 2018 года кота Бегемота отправили «на пенсию». Он живет в административных помещениях культурного центра и к посетителям его выпускают очень редко.

Кот Бегемот в кинематографе

В итальянско-югославском фильме 1972 года «Мастер и Маргарита» (Il Maestro e Margherita), Кот Бегемот — настоящий кот (Бегемота как такового в фильме нет, черный кот живет у мастера).

В польском мини-сериале 1988 года «Мастер и Маргарита» (Mistrz i Malgorzata) кота Бегемота сыграл актер Збигнев Замачевский.

В российском фильме 1994 года «Мастер и Маргарита» кот Бегемот — актер Виктор Попов и настоящий кот.

В российском мини-сериале 2005 года «Мастер и Маргарита» Бегемота в сериале сыграли два актера. В образе человека Бегемот — актер Александр Баширов. В «костюме» Кота весь съемочный период просидел актер Вано Миранян. Его рост — 120 сантиметров. Сначала артист натягивал кошачью шкуру-комбинезон, а затем надевал на голову башку Бегемота, отчего становился на тридцать сантиметров выше. Но в кадре Вано работает за кота лишь руками и ногами. За мимику кошачьей морды, шевеление усами, ушами и глазами отвечают разные моторчики, которыми начинена кошачья голова. Озвучивал кота артист Семен Фурман.

Черный кот в фильме Il Maestro e Margherita (Италия, Югославия, 1972)

Збигнев Замачевский в роли Бегемота в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)

Збигнев Замачевский в роли Бегемота в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)

Виктор Попов в роли Бегемота в фильма «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Виктор Попов в роли Бегемота в фильма «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Виктор Попов в роли Бегемота в фильма «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Вано Миранян в роли кота Бегемота в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Вано Миранян в роли кота Бегемота в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Вано Миранян в роли кота Бегемота в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Баширов в роли кота Бегемота в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Баширов в роли кота Бегемота в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

>Бегемот в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Иллюстрации

Больше иллюстраций здесь.