Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Григорий Данилович Римский

Не выдержали нервы, как говорится, и Римский не дождался окончания составления протокола и бежал в свой кабинет. Он сидел за столом и воспаленными глазами глядел на лежащие перед ним магические червонцы. Ум финдиректора заходил за разум. <...> До чрезвычайно обострившегося слуха финдиректора вдруг донеслась отчетливая милицейская трель.

Римский — второстепенный персонаж в романе «Мастер и Маргарита», финансовый директор театра Варьете, в котором выступал Воланд со своей свитой. Полное имя персонажа — Григорий Данилович Римский, в ранних редакциях этот персонаж носил фамилию Поплавский. Римский, как и Берлиоз, тоже однофамилец композитора — Н.А. Римского-Корсакова, автора исторических и сказочных опер. Внешность Римского автор описал следующим образом: тонкие губы, злобный взгляд сквозь роговые очки, наличие золотых часов на цепочке. Безответственный и некомпетентный директор Степан Лиходеев был лишь формальным руководителем. На самом же деле всем управлением занимается финансовый директор Римский.

В день выступления иностранного профессора Воланда директор театра Варьете Степа Лиходеев бесследно исчезает. Финдиректор недолюбливает Лиходеева и мечтает о том, чтобы его уволили. Но, как только директор исчезает, это не доставляет Римскому ожидаемого удовольствия из-за чувства тревоги, которое тут же оправдывается. Римский и Варенуха ждут вестей от Лиходеева, который высылает телеграммы из Ялты. После загадочной переписки с Лиходеевым и уголовным розыском Ялты финдиректор отправляет Варенуху в соответствующие органы, а сам остается в ожидании новостей. Его кабинет посещает превращенный в упыря Варенуха в сопровождении вампирши Геллы, от непоправимых последствий финдиректора спасает крик петуха.

После выступления в театре Варьете свиты Воланда и после визита вампиров Геллы и Варенухи финдиректор резко похудел и постарел, его волосы поседели. После сеанса магии герой срочно уехал в Ленинград, где снял номер № 420 в гостинице «Астория» и спрятался в платяном шкафу. Пока жена героя места себе не находит и повсюду разыскивает его, Римский пытается уговорить милицию заключить его в бронированную камеру и защитить от мага. В итоге его признают душевнобольным и отправляют в лечебницу доктора Стравинского, а затем в Кисловодск. Затем седой старик Римский, в котором совсем не узнать бывшего финдиректора, уезжает лечиться в клинику на курорт. Из театра он, соответственно, увольняется и уходит работать в театр детских кукол в Замоскворечье. Из произведения не сразу можно понять, за что наказан Римский из «Мастера и Маргариты». На самом деле Воланд решил проучить его за злобу, излишнюю самоуверенность, алчность и категоричность в собственных суждениях, кляузничество.

Цитатный образ Римского

Полное имя героя — Григорий Данилович Римский:

«...Здравствуйте, Григорий Данилович, — тихо заговорил Степа...»

Римский — финансовый директор театра Варьете, где выступает Воланд:

«...Степа набрал номер в кабинете финдиректора Варьете Римского...»

«...Косая надпись сбоку рукою финдиректора Римского с разрешением выдать артисту Воланду в счет следуемых ему за семь выступлений тридцати пяти тысяч рублей десять тысяч рублей...»

Внешность Римского:

«...злобно поглядывая на афишу сквозь роговые очки, ворчал Римский...»

«...он сидел в своем кабинете, кусал тонкие губы...»

«...собственные Римского золотые часы с цепочкой, которые до этого были у финдиректора в жилетном кармане под застегнутым пиджаком и с продетой в петлю цепочкой...»

У Римского «колючие» глаза:

«...глаза его в роговой оправе утратили свою обычную колючесть...»

«...Колючие глаза Римского через стол врезались в лицо администратора...»

У Римского неприятный, резкий голос:

«...Да! — послышался в трубке резкий, неприятный голос Римского...»

Внешность Римского после событий с Воландом:

«...тяжело дыша и держась за сердце, проговорил старик...»

«...Вглядевшись в лицо Римского, администратор подивился перемене, происшедшей в этом лице. И без того худой финдиректор как будто еще более похудел и даже постарел, а глаза его в роговой оправе утратили свою обычную колючесть, и появилась в них не только тревога, но даже как будто печаль...»

«...Седой как снег, без единого черного волоса старик, который недавно еще был Римским <...> На лестнице трясущийся, дрожащий старик упал, потому что ему показалось, что на него сверху мягко обрушился Варенуха...»

Римский — чуткий, чувствительный человек:

«...финдиректор сразу понял, что на улице совершилось еще что-то скандальное и пакостное <...> Чуткий финдиректор нисколько не ошибся...»

«...легонькая странность, которая сразу кольнула финдиректора, в чувствительности своей могущего поспорить с сейсмографом любой из лучших станций мира...»

Римский — смышленый, догадливый человек:

«...Догадался, проклятый! Всегда был смышлен, — злобно ухмыльнувшись совершенно в лицо финдиректору...»

Римский женат:

«...Позвонила взволнованная дама, стала требовать Римского, ей посоветовали позвонить к жене его, на что трубка, зарыдав, ответила, что она и есть жена и что Римского нигде нет...»

«...В одиннадцатом часу ворвалась в Варьете мадам Римская. Она рыдала и заламывала руки...»

Римский не любит своего начальника Степу Лиходеева и мечтает о его увольнении:

«...В голове сложилась праздничная картина снятия Степы с работы. Освобождение! Долгожданное освобождение финдиректора от этого бедствия в лице Лиходеева!..»

«...Удаление Степана Богдановича из Варьете не доставило Римскому той радости, о которой он так жадно мечтал в продолжение нескольких лет...»

После сеанса магии Воланда Римский сбегает в Ленинград:

«...администрация Варьете, в лице директора, финдиректора и администратора, пропала и находится неизвестно где...»

«...К курьерскому ленинградскому, дам на чай...»

«...Через пять минут из-под стеклянного купола вокзала исчез курьерский и начисто пропал в темноте. С ним вместе пропал и Римский...»

В Ленинграде Римский прячется в гостинице «Астория» в шкафу:

«...пришел ответ (к вечеру пятницы), что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы «Астория», в четвертом этаже...»

«...Обнаруженный прячущимся в платяном шкафу четыреста двенадцатого номера «Астории» Римский...»

Римский просит милицию защитить его от Воланда и его свиты:

«...показания больной финдиректор закончил просьбой о заключении его в бронированную камеру...»

После событий с Воландом у Римского расстраивается психика:

«...вводили Римского, привезенного в Ленинградском поезде. Однако этот трясущийся от страху, психически расстроенный седой старик, в котором очень трудно было узнать прежнего финдиректора...»

Больной Римский лечится в клинике и на курорте. Затем он увольняется из Варьете и устраивается в театр кукол:

«...После клиники и Кисловодска старенький-престаренький, с трясущейся головой, финдиректор подал заявление об уходе из Варьете...»

«...Уволившись из Варьете, финдиректор поступил в театр детских кукол в Замоскворечье...»

После пережитого Римский боится заходить в Варьете даже днем:

«...Интересно, что это заявление привезла в Варьете супруга Римского. Сам Григорий Данилович не нашел в себе силы даже днем побывать в том здании...»

Образ Римского в кинематографе

Витольд Скарух в роли финдиректора театра Варьете в фильме «Мастер и Маргарита» (Польша, 1989)

Виктор Сергачев в роли финдиректора театра Варьете в фильме «Мастер и Маргарита» (1994)

Илья Олейников в роли финдиректора театра Варьете в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Илья Олейников в роли финдиректора театра Варьете в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Иллюстрации